06.11.2013
2667
День Иерусалима
День Иерусалима (Йом-Ирушалаим)
День Иерусалима – самый молодой еврейский праздник: его нет в Торе, нет в ТАНАХе и Талмуде, но это нисколько не делает его менее значимым. Светский и гордый, пропахший порохом и сияющий немеркнущей славой, день объединения Иерусалима отмечается ежегодно 28-го числа еврейского месяца ияра.
Как известно, 14 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль со столицей в святом для евреев всего мира городе – Иерусалиме. Тем не менее, в течение первых 19-ти лет существования страны Иерусалим был разделен: его древняя часть, где расположена главная иудейская святыня – Западная Стена (Стена Плача) – находилась под контролем Иордании; Израиль же контролировал лишь Новый город, выстроенный век назад. В соглашении о перемирии арабы обязались разрешить евреям посещать свой сектор и молиться, но это никогда не соблюдалось. Более того, жители Нового Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны, а иорданцы всячески глумились над еврейскими святынями, варварски разрушали их, совершая святотатства!
В 1967 году напряжение между Израилем и его арабскими соседями переросло в Шестидневную войну. Застрельщиком оказалась Иордания, чьи солдаты открыли огонь одновременно по границе, проходившей тогда по центру Иерусалима. За два дня ожесточенных боев Армия Обороны Израиля захватила все иорданские позиции, выбивая оттуда арабов, в чем особенно отличились парашютисты подразделений полковника Мордехая (Моти) Гура, который на рассвете 7 июля 1967 г. штурмом взял Старый город. Около полудня был захвачен Бейт-Лехем (Вифлеем), чуть позже – Гуш Эцион, а в 20.00 наступило прекращение огня: стрелять было не в кого!
День Иерусалима – самый молодой еврейский праздник: его нет в Торе, нет в ТАНАХе и Талмуде, но это нисколько не делает его менее значимым. Светский и гордый, пропахший порохом и сияющий немеркнущей славой, день объединения Иерусалима отмечается ежегодно 28-го числа еврейского месяца ияра.
Как известно, 14 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль со столицей в святом для евреев всего мира городе – Иерусалиме. Тем не менее, в течение первых 19-ти лет существования страны Иерусалим был разделен: его древняя часть, где расположена главная иудейская святыня – Западная Стена (Стена Плача) – находилась под контролем Иордании; Израиль же контролировал лишь Новый город, выстроенный век назад. В соглашении о перемирии арабы обязались разрешить евреям посещать свой сектор и молиться, но это никогда не соблюдалось. Более того, жители Нового Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны, а иорданцы всячески глумились над еврейскими святынями, варварски разрушали их, совершая святотатства!
В 1967 году напряжение между Израилем и его арабскими соседями переросло в Шестидневную войну. Застрельщиком оказалась Иордания, чьи солдаты открыли огонь одновременно по границе, проходившей тогда по центру Иерусалима. За два дня ожесточенных боев Армия Обороны Израиля захватила все иорданские позиции, выбивая оттуда арабов, в чем особенно отличились парашютисты подразделений полковника Мордехая (Моти) Гура, который на рассвете 7 июля 1967 г. штурмом взял Старый город. Около полудня был захвачен Бейт-Лехем (Вифлеем), чуть позже – Гуш Эцион, а в 20.00 наступило прекращение огня: стрелять было не в кого!
Известная фотография десантники около Стены Плача
Спесивые иорданцы, открыто вооружаемые СССР, были поставлены на колени, и король Хусейн запросил пощады – так, спустя более двух тысячелетий самое святое место евреев попало под еврейский контроль, а воссоединенный город вновь, как в библейские времена, стал столицей нашего государства. Как заявил генерал Моше Даян: «Иерусалим объединен и никогда не будет разделен».
Сразу после этого были предприняты энергичные меры для объединения двух частей Иерусалима: военные укрепления были разобраны, руины домов – снесены, стены и заборы, разделявшие город – разрушены, а дороги – восстановлены. Иерусалим перестал быть пограничным городом, жизнь в нем стала гораздо более безопасной.
Это стало не только кульминацией Шестидневной войны, но и всего начального периода истории государства Израиль. С другой стороны, пока еще слишком мало времени прошло с тех пор, чтобы мы могли в полной мере оценить событие такого масштаба, как воссоединение Иерусалима (в духовном смысле – «столицы мира») со своим народом. Поэтому еще не могли сложиться и широко войти в жизнь обычаи празднования этого дня.
Сегодня Иерусалим – современная, быстро развивающаяся столица Израиля. В нем осуществляет свои многочисленные функции Кнессет (парламент), здесь расположены официальная резиденция президента, министерства и Главный раввинат. Между всеми политическими силами Израиля существует соглашение по поводу того, что ни единство, ни суверенитет Иерусалима не могут быть предметом переговоров.
Этот день хорошо проводить в самом Иерусалиме, посещать святыни, или изучать соответствующие места в ТАНАХе, Талмуде, Мидрашах и исторических хрониках. Во многих синагогах утром читают праздничный «Ха-Лель» – специальную молитву, и поют радостные псалмы.
Светские же израильтяне (в основном, молодежь) устраивают праздничное шествие по улицам столицы, с флагами, самодеятельными оркестрами, песнями и танцами.