Пост 10 тевета
10 тевета – День поминовения
10 числа месяца Тевет в 3336 году от Сотворения мира (425 г. до н. э.) войска вавилонского царя Навуходоносора осадили Иерусалим. Месяц спустя стены города были пробиты, затем был разрушен Храм, а еврейский народ уведен в плен в Вавилон.
Поэтому 10 Тевета, ставший днем траура, отмечается постом, продолжающимся с рассвета до наступления ночи, покаянными молитвами и чтением «Кадиша». С образованием государства Израиль, 10 Тевета получило дополнительный смысл – Дня Всеобщего Поминовения, Дня памяти жертв Холокоста, дата гибели которых неизвестна.
На протяжении своей истории, еврейский народ почти постоянно подвергался истреблению и преследованиям со стороны воинственных, жадных до чужого добра, или просто антисемитски настроенных соседей во всех частях света и, повторимся, во все времена. Долгие века евреи, изгнанные со своей земли, не имели пристанища, страдали от погромов и наветов, притеснений и унижений, от гонений и, как в черную годину Холокоста, уничтожений.
В памяти народа кровавыми вадями слез и боли прожжены даты наиболее великих несчастий, бед и трагедий, одной из которых (и первой в календарном порядке каждого года) следует десятый день месяца Тевета, занимающий, увы, не последнее место...
В этот день 3336 года по еврейскому летоисчислению (или 424 году до н.э.) вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима. «В девятый год царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал. И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии…(IV книга Царств, 25:1-3).
Осажденные мужественно и самоотверженно отражали атаки воинственных пришельцев с востока, но, несмотря на все героические усилия, осада завершилась захватом города, разрушением Первого Храма и первым массовым изгнанием евреев, вошедшим в историю под названием «вавилонское пленение».
Отметим, что в еврейской традиции четыре дня напоминают о разрушении Иерусалимского Храма, «распределившись» по четырем этапам этого бедствия: 10 Тевета, 17 тамуза, 9 ава и 3 тишрея (пост Гедалии, ранее упоминавшийся в цикле статей о памятных датах и праздниках).
С того времени 10 Тевета стал днем покаянных молитв и поста для всех будущих поколений. Но скорбь не является основным содержанием этого дня, когда нужно стремиться покаяться, исправиться, отречься от греха и начать творить добро, чтобы весь еврейский народ мог стать свидетелями возрождения Иерусалима «вскоре, в наши дни!», как о том мечтали предки.
После создания государства Израиль 10 Тевета получило еще один смысл: главный раввинат постановил, что этот день будет Днем Всеобщего Поминовения – Днем памяти жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна, и тех, по кому некому прочитать поминальную молитву.
К великому несчастью, дата смерти многих из шести миллионов евреев, погибших жестокой, мучительной смертью от рук нацистов и их прихвостней, неизвестна, поэтому 10 Тевета принято произносить по ним «Кадиш», зажигать поминальную свечу и, для верующих евреев, учить разделы из Мишны во имя душ мучеников.
Но тем большее удивление, восхищение и уважение вызывает то, что пройдя через тяжелейшие испытания, еврейский народ не утратил своей веры, не говоря уже о языке, культуре и освященных веками традиций. Пережитые трудности лишь сплотили его, и, обретя свою землю, наш народ построил государство Израиль, где могут жить, не скрывая своего еврейства, гордо и свободно. Но даже там нет нам покоя: наши соседи – арабы и палестинцы – всеми своими черными сердцами желают повторить Холокост, уничтожить евреев и еврейское государство. Но, с Б-жьей помощью, мы уже 65 лет отражаем их атаки, и, в конце концов, победим, завоевав свое право на жизнь на своей земле – в Эрец-Исраэль!