Недельная глава «Вэ-зóт а-брахá» («Вот благословение...»)
Эта глава — завершение последней речи Моше, обращенной к народу. Перед смертью он дает каждому роду (колену) Израиля последнее благословение. Его суть — не только «качества» колена, но и «определение» его судьбы, особой роли внутри народа как общности. Затем Всевышний велит Моше подняться на гору Нево, еще раз взглянуть на Обетованную землю и умереть. Далее мы читаем о том, что Создатель Сам похоронил Моше, а весь народ оплакивал его тридцать дней. Заканчивается глава «характеристикой» Моше: «И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Господь знал лицом к лицу. По всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь совершить в земле Египетской... По руке сильной, и по каждому диву великому, которые совершил Моше пред глазами всего Израиля».
Следует отметить, что благословения, данные Моше коленам Израиля, перекликаются с благословениями, которые за много лет до этого дал на смертном одре своим двенадцати сыновьям Иаков. Вот только несколько примеров. «Реувен, первенец ты мой! Крепость моя и начаток силы моей, избыток достоинства и избыток могущества...», - говорит Иаков. «Да живет Реувен...», - вторит Моше. Иаков о Гаде: «Гад - отряды будут теснить его, но он оттеснит их по пятам». Моше: «...благословен расширяющий (границы) Гада. ...и пришел он с главами народа, и исполнил право Господа и суды Его...» Иаков благословил Йеѓуду: «Не отойдет скипетр от Йеѓуды и законодатель из среды потомков его...и ему — повиновение народов». А так говорит Моше: «...услышь, Господи, глас Йеѓуды и к народу его приведи его; руками своими да защитит он себя, а Ты будешь ему помощью от врагов его». Мы видим, что новые страницы еврейской истории словно пропитаны духом древности, неразрывно и навечно переплетены с историей народа со времен праотцев.
Сказано «и похоронен он в долине, в земле Моавитской...» и также «...и никто не знает (места) погребения его...» Действительно, несмотря на указания в главе, место могилы Моше неизвестно. Тора учит заботиться о бедных и оказывать умершему последнюю честь, устраивая его похороны (если этого некому сделать). Если Всевышний сказал Моше подняться на гору, где он «приобщится к своему народу», а взошел он на гору один, значит, делает вывод традиция, Творец похоронил его Сам. Так символично замыкается круг: Тора начинается и заканчивается милостью Создателя к человеку — в первом ее разделе Он дал одежду Адаму и Еве, а в последнем — позаботился о Моше.
Обосновывая свое право дать народу Израиля последнее благословение, Моше перечисляет три вещи, три заслуги евреев: «...поверглись к стопам Твоим, и понесут речение Твое...И был (Ты) в Йешуруне (Израиле) царь...» Это — вся наша история: от рождения народа при даровании Торы на горе Синай; наша суть — сложный путь ее «несения» на протяжении всей истории, и во всех обстоятельствах — провозглашение Его царства и воли в целом мире и в каждой отдельной жизни.
С тех времен Израиль видел много великих пророков, но никого из них нельзя сравнить с Моше. Моше получал свои пророчества наяву, а другие — в сновидениях. Те пророки не всегда понимали смысл своих слов, их пророчества были образными, Моше же всегда знал, о чем говорил. Другие пророки испытывали перед Творцом страх и трепет, Моше же говорил с Ним, как с другом. Другие пророчествовали во время, определенное Богом, Моше же говорил с Создателем в любое время.
Поэтому слова «закон заповедал нам Моше, наследие обществу Яакова» - это символ еврейской веры. С них вот уже несколько тысяч лет начинается обучение Торе маленького ребенка. Они завершают годичный цикл чтения Торы, с ними мы возвращаемся к исходной точке — первой главе вечной Книги.
Главу «Вэ-зóт а-брахá» читают в субботу накануне праздника Симхáт Тора (Радости Торе) и в сам праздник. «Закон заповедал нам Моше...» - повторяем мы, радуясь своей судьбе, с благодарностью осознавая себя частью целого, принимая благословение величайшего из пророков. И держим в руках свиток Торы, самозабвенно кружась с ним в бесконечном танце служения Создателю...