#
В корзине нет товаров
+7 (985) 826-78-86  Роман Заказать звонок Вход для клиентов
Ваша валюта
В корзине нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    13.11.2015
    1927

    Недельная глава «Толдóт» (Порождения) Береши́т / Бытие 25:19-28:9

    Ицхак и Ривка женаты уже двадцать лет, но у них нет детей. Когда, наконец, Всевышний отвечает на их молитву, Ривка беременна близнецами. Ее беременность проходит очень тяжело. Через пророка она получает объяснение: она носит два народа, противодействующих друг другу уже во чреве матери. Всевышний объявляет, что старший сын будет служить младшему. Эсав (Исав) появляется на свет первым, а Яков (Иаков), держась за его пятку — вторым. Мальчики очень разные и внешне и внутренне: Эсав — волосатый и красный, он вырастает охотником, «человеком поля». Яков — обычный, гладкий — «живущий в шатрах», книжник. Эсав — любим отцом, Яков — матерью. Однажды, когда Эсав усталый пришел с охоты, он «продал» свой статус первенца Якову за тарелку чечевичной похлебки.
    В стране случился голод, и, по примеру Авраама, Ицхак хочет на время перебраться в Египет. Но Всевышний говорит ему не покидать пределов Ханаана, обещая позаботиться о нем здесь и повторяет благословение, когда-то данное Аврааму. В награду за то, что Авраам поверил Ему, завет Бога исполнится теперь в Ицхаке. 
    Ицхак поселяется Граре, где живут плишти-филистимляне, и занимается земледелием. Он откапывает засыпанные колодцы Авраама, а так же несколько новых источников воды. Благосклонность Неба к нему очевидна для всех: царь Авимелех продлевает с ним мирный договор, заключенный прежде с Авраамом. 
    Состарившись и ослепнув, Ицхак хочет благословить Эсава и просит его поймать и приготовить дичь, чтобы после вкусной трапезы сказанные слова имели предельный «вес». Эсав уходит на охоту, а Ривка посылает за отцовским благословением Якова, переодев его в одежды брата. Так Яков получает благословение первенца — защиту Небес и господство над братом. Когда по возвращении Эсава с охоты обман раскрывается, Ицхак не отменяет сказанного Якову, а лишь добавляет, что Эсав будет иметь превосходство только когда Яков оступится.
    Услышав, что Эсав задумал убить Якова, Ривка отправляет его в Харан, искать невесту в семье своего брата Лавана. Эсав, поняв тогда, что его жены-хананеянки неприятны родителям, берет третью жену — дочь Ишмаэля, своего дяди.
     

    Слово «толдóт» буквально «порождения» может означать «потомки», «свершения», «поступки». Так, в главе говорится о детях Ицхака и его делах. Все это — его наследие. 
    Тора немного говорит об Ицхаке, но полно раскрывает его личность. Вспомним Акеду когда отец, связав его, возложил на жертвенник и занес нож. А ведь Ицхаку было тогда 37 лет. И сделать все это без согласия Ицхака, без его собственного понимания служения Творцу и смирения перед Его волей Аврааму вряд ли бы удалось. Его скорбь после внезапной смерти матери (он видел ее в последний раз до событий на горе Мориа) и то, что он утешился только с появлением Ривки, когда жизнь в доме продолжилась «по Саре».  Выкапывание колодцев — в духовном смысле это символ постоянного совершенствования, когда вода (сила для жизни) не берется извне, а отыскивается внутри, из скрытых источников... И вдруг — он «слаб глазами». Слеп настолько, что не может различить сыновей. И эта слепота — как символ того, что он не мог различить их сердцем. Или — верил, что его благословение раскроет, наконец, заложенный в Эсаве потенциал добра. И снова — смирение перед Творцом, признание Его «руки», Его воли в превосходстве Якова перед Эсавом. Все это — порождения (дела) Ицхака, рожденного Авраамом и достойного своего отца.
    Мы не знаем наверняка, сообщала ли Ривка Ицхаку или (любимому ею) Якову о пророчестве, что главным из сыновей станет младший. Судя по реакции Ицхака — произошедшее для него было полной неожиданностью, и он принимает все как волю Небес уже постфактум. Яков явно ценит статус первенца больше Эсава. Но жалоба Эсава, что брат обманом забрал у него первородство в инциденте с чечевичной похлебкой неправомерна. «Сделка» была честной: Эсав ценил свое первородство не дороже тарелки с супом и «пренебрег» им (то есть, не раскаялся) и после того, как поел.   
    В иудаизме нет такого понятия как «наказание за...», как месть Небес. Есть наказание для искупления (вины), в воспитательных целях. Не «за...», а «чтобы».  Это очень большая разница. Традиция говорит, что слепота была дана Ицхаку, чтобы он не видел, во что превратили дом Эсава его жены-хананеянки. То есть — «защищала» от больших душевных страданий. Мы видим также, что слепота «помогла» Ицхаку исполнить волю Творца — отдать благословение младшему сыну. И больше того, Ицхак, всю жизнь стремящийся к совершенству и близости к Всевышнему, не винит сына за (якобы) коварство и кощунство, а видит в этом собитии исключительно руку Творца, трепеща перед Ним «великим трепетом».  Снова поиск живительного источника обращен им внутрь себя...
    Что было бы, если бы Ицхак все-таки, как и хотел, благословил Эсава? И могло ли это произойти, ведь Всевышний заранее знал, что младший — важнее старшего? Был ли у Якова иной выход «в лидеры», минуя «одежды Эсава» и обман отца? Было ли пророчество, полученное Ривкой, определяющим будущее или констатирующим его? Наверняка нам известны две вещи. Первое — каждый из участников «шел» свой «путь» с Творцом: сомневаясь или борясь, любя или ненавидя, притворяясь или будучи искренним, и непременно — извлекая уроки и делая выводы. И второе — так свершилась воля Творца. Как много позже сказал царь Шломо (Соломон): «Много замыслов в сердце человека, но сбудется совет Господень».

    Наши мудрецы говорят, что Небеса «ведут» человека той дорогой, какую он сам выбирает. Рожденные и выросшие в одной семье, оба — Эсав (Исав) и Яков (Иаков) — обладали большим потенциалом. Но выбрали разные пути, потому став символами противоположных стремлений человеческой души. Эсав — это стремление к материальному, Яков — к духовному.  Говоря метафизически, мы знаем, что воля Творца в том, что «старший» (материальное) должен быть и будет в подчинении у «младшего» (духовного).  Потенциал добра, заложенный в каждом человеке, огромен. Нам нужно только правильно расставить приоритеты и проявить немного настойчивости, освобождая эти «внутренние источники» и направляя их в верное русло. 

    Задайте свой вопрос

    class="uForm uComForm">
    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7
    Красная нить

    Мы предлагаем вашему вниманию только оригинальные израильские товары высокого качества: традиционные еврейские украшения и предметы быта, продукты питания и косметические средства.

    Контакты

    Телефон: +7(929)629-51-29, Роман
    Почта: sgula.contacts@gmail.com
    Адрес: 125481, Россия, г. Москва, ул. Фомичевой, д.14

    Мой аккаунт
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS
    Внимание! Сайт не является публичной офертой, вся информация носит справочный характер. Все условия заказа уточняются с менеджером. Вся информация на сайте имеет ознакомительный характер и не является рекомендацией по любому поводу нужно советоваться со специалистом или врачем.