Недельная глава «Шмини́ » (Восьмой) Ваикра / Левит 9:1-11:47
На восьмой день, после семи дней церемонии посвящения, Ааарон с сыновьями впервые совершают жертвоприношения в качестве коэнов. Творец принимает их служение: огонь с небес нисходит на жертвенник, Шхина заполняет Мишкан. Потрясенные происходящим, Надав и Авиу, сыновья Аарона, приносят на жертвенник огонь без повеления Всевышнего. Они мгновенно погибают, а Аарону и двум другим его сыновьям запрещается соблюдать траур.
Всевышний дает законы о кошерной пище, указывая характеристики кошерных млекопитающих, птиц, рыб и насекомых. Так, млекопитающее должно быть жвачным и иметь раздвоенные копыта. Рыба — обязательно иметь плавники и чешую. Все холоднокровные из ползающих по земле и обитающих в воде — для евреев запрещены в пищу. Из насекомых — разрешены лишь четыре вида саранчи.
Перечисляются и некоторые законы ритуальной чистоты, связанные с окунанием в микву (соответствующий определенным правилам резервуар воды) или природный источник. Всевышний призывает народ подражать Себе в святости, и соблюдение правил «пищевого» кашрута — один из способов освящения.
Смерть Надава и Авиу — один из нескольких эпизодов, в котором еврейская традиция видит не только отрицательный аспект. Она осуждает их поступок, но в то же время отмечает — эта история — об освящении Имени Всевышнего. Так и в поступке Хавы (Евы) в начале творения иудаизм видит не столько открытый бунт, сколько желание быстрее подняться на более высокий уровень и лучше служить Творцу. И позже - в истории из книги Бемидбар (Чисел), о человеке, «собирающем дрова в субботний день». Традиция учит, что он сделал это специально: это был первый случай нарушения шабата, и именно потому, что все увидели строгость наказания — поняли важность этого дня и соблюдения его правил на все поколения вперед. Так и Моше, успокаивая сейчас Аарона, говорит: «Вот что значит: В близких ко Мне освящусь...» В близких. Не чужих. Не отвергнутых.
С другой стороны, в этом же разделе говорится об оставшихся сыновьях Аарона. Две пары сыновей — два примера для будущих поколений. Надав и Авиу принесли чуждый огонь и погибли. Как учит традиция, они не посоветовались с Аароном и Моше, действовали на основании эмоций и собственных рассуждений. А другие два брата, Элазар и Итамар, обязанные съесть от благодарственной жертвы ола и не сделавшие этого, остались живы. Важно, что их мотивы объясняет Моше Аарон: значит, они не принимали решения самостоятельно, а советовались с отцом. Отсюда – одно из основных правил иудаизма: ученик не отвечает (на вопрос) раньше своего учителя и, принимая любое решение, всегда опирается на мнение учителя (даже если сам — учитель многих). Иудаизм зиждется на традиции, полученной от отцов и бережно хранимой; к ней обращаются в решении галахических вопросов, вынесении мнений по всем вопросам.
Мудрецы отмечают, что запрет употребления священниками вина в день службы неслучайно дан Творцом сразу после смерти Надава и Авиу. Рассудок служителя в Храме должен быть ясным, чтобы «отличить святое от несвятого» и избежать ошибок. Важно и то, что эти слова говорит Аарону Сам Всевышний, в первый раз обращаясь к нему лично. Конечно, это напоминает о том, как Он говорил с Авраамом после смерти Сары и с Яковом — после кончины Рахель. Хотя и строго запретивший им выражать траур публично в данный момент, Он «пришел» Сам – утешить скорбь Аарона о смерти сыновей.
Традиция учит, что Аарон не решался начать служение. Моше пришлось «подтолкнуть» его: этим объясняется повторение слов «и сказал Моше», «и сказал Моше Арону» в начале главы. А как только Аарон приступил к жертвеннику — сделал все превосходно. Его труд был принят Всевышним — это доказывал сошедший на жертвенник небесный огонь. Это — важный урок для нас и большое ободрение. Правила кашрута, правила шабата... Если мы только начинаем учиться и привыкаем разбираться в них, кажется: неподъемно, непосильно, невозможно. Но такие мысли — страх, который нужно преодолеть, всего лишь начав «идти». Как Аарон — начать совершать свою жертву. И, шаг за шагом, путь обязательно будет пройден.
Так, различать между праздничным и будничным, съедобным и несъедобным, дозволенным и запрещенным действием — это путь, предназначенный Творцом потомкам Авраама. Такой необычный путь служения Всевышнему и освящения Его Имени в этом мире. У каждого народа, у каждого человека — свое, особенное место во Вселенной, свой путь. Этот путь «дан» Создателем, «проходит» перед Ним и «служит» Ему. И, лишь зная свое призвание и исполняя его, Человек достигает того, ради чего был создан. И тогда — ощущает себя счастливым и цельным в полной мере. Невзирая на обстоятельства.