Недельная глава «Пкудéй» (Счета) Шмот / Исход 38:21-40:38
Когда изготовление всех предметов и сосудов Мишкана было закончено, Моше дал народу подробный отчет о том, на что именно были потрачены пожертвованные средства.
Готовую работу приносят Моше, и он принимает ее, подтверждая, что каждая деталь сделана «по слову Всевышнего». Священнические одеяния также в точности соответствуют повелению Творца.
По велению Творца, за семь дней до начала нисана Моше начал церемонию освящения Мишкана, обучая левитов собирать и разбирать его, приносить жертвы и воскурения, облачаться в священнические одеяния. А в первый день первого месяца, ровно через год после Исхода народа из Египта, Всевышний велит Моше собрать Мишкан, освятив все его «составляющие» елеем помазания, посвятить в священники Аарона и его сыновей и принести воскурения.
Шхина, Божественное присутствие, наконец, спускается на Землю. Она заполняет святилище — в знак чего облако покоится над шатром днем, и огненный столб — ночью. Все время долгих странствий народа в пустыне движение облака будет знаком, что стан должен трогаться с места или разбить стоянку.
Как видим из текста, Моше не один ведал распределением приношений народа. Все колено Леви во главе с Итамаром вели учет вместе с ним. Традиция особенно отмечает, что у священнической одежды не было карманов (а имеющие доступ к финансам не носили широких поясов и даже нижнего белья) и поясняет: чтобы исключить возможность воровства и (даже) подозрения в нем. Отчет о средствах, данный Моше всему народу после завершения работ — это образец поведения общественного деятеля. Важно не только отчитываться о потраченных средствах, но и о выполнении поручений.
Все средства, необходимые для постройки Мишкана, были собраны народом всего за два дня! Само строительство (в т.ч. изготовление тканей, благовоний и смесей для воскурений) длилось три месяца, в нем участвовало большое число «мудрых сердцем» ремесленников. Наши мудрецы говорят, что это – «показатель» рвения, с которым народ старался исправить «грех с золотым тельцом». Символично, что лишь Мишкан, (буквально) созданный руками евреев, никогда за свою историю не оказывался в руках язычников. (Первый, и Второй Храмы, превосходящие Мишкан по масштабам и роскоши, для строительства которых использовали «иностранные рабочие руки», позже оказывались в руках неевреев и были разрушены ими...)
Традиция не рассматривает создание золотого тельца как идолопоклонство в полной мере. Хотя и объявили идола «богами, выведшими из Египта», создавая его, лишь хотели иметь видимый образ и посредника между собой и Высшими силами. Как помним, тельца стали делать, испугавшись, что Моше, «назначенный» ими таким посредником при даровании Торы, не вернулся с вершины горы в назначенный срок. Они совершили обряд поклонения в соответствии с египетскими традициями, но это и объяснимо – другие формы поклонения еще не были известны им — народ провел в египетской «изоляции» более двухсот лет.
Так, дав повеление о строительстве Мишкана, Творец не только позволил им искупить «грех с тельцом», но дал гораздо больше, чем они ожидали от своего рукотворного «посредника». Всевышний не только назначил Себе место пребывания «в их среде», но и освятил каждую душу Своим присутствием «в них». Когда в назначенный день Шхина (присутствие Творца) заполнила Мишкан — это стало свидетельством того, что грех народа прощен (хотя они и понесли наказание). Свидетельством и для евреев, и для всех народов, населяющих Землю.
Традиция учит, что каждая душа приходит в этот мир, чтобы совершить тикун – исправить то, что было «испорчено» (сделано неверно) кем-то раньше. Но начинается этот труд с исправления самого себя, и счастье нам — если мы имеем возможность исправить свои ошибки сами. «Грех с золотым тельцом» и строительство Мишкана — самый яркий пример этого принципа. Творец знает наши ошибки, и — дает шанс на исправление. Наше рвение — показатель искренности желания. Если присутствуют все «необходимые элементы» – дело сделано, и «частичка» Шхины поселяется в душе, возводя ее на уровень выше. В результате — славы Бога и знания Его становится больше на Земле.
Данный раздел завершает вторую книгу Торы, Шмот. Большая часть ее содержания посвящена строительству Мишкана, подробнейшим и несколько раз повторенным описаниям его деталей. Традиция учит, что сейчас, когда Храма нет, изучение законов, связанных с его строительством, засчитывается как само строительство...