Недельная глава «Пинхас» Бемидбáр / Числа 25:10-30:1
В награду за то, что Пинхас, внук Аарона, «возревновал за Всевышнего», поразив Зимри и Козби, Бог заключает с ним завет мира и навечно дает ему и его потомкам право священства.
Творец велит снова произвести перепись народа Израиля. Этот посемейный пересчет выявляет, что в эпидемии, связанной с поклонением Бааль-Пеору погибло 24 тысячи человек.
Всевышний объявляет правила раздела Обетованной Земли: между коленами Израиля и в соответствии с численностью каждого рода. Пять дочерей Целафхада, единственные наследницы своего семейства, просят Моше отдать им «удел среди братьев отца». Всевышний принимает их доводы и устанавливает законы наследования с учетом такой ситуации.
Моше просит Всевышнего назначить ему преемника, и Творец указывает на Йеошуа бен Нуна. Моше, по слову Бога, представляет своего ученика народу и Аарону, передавая свои полномочия.
Подробно описываются ежедневные жертвоприношения и дополнительные, приносимые в Шабат, Рош Ходеш и праздники: Песах, Шавуот, Рош-а-Шана, Йом Кипур, Суккот и Шмини Ацерет.
Традиция учит, что история Пинхаса разделена на два недельных раздела неслучайно. В предыдущей главе рассказывается о поступке Пинхаса, в нынешней — о «реакции» Всевышнего на этот поступок. Отсюда учим, что (любое наше) решение не должно быть скоропалительным, но — обдуманным и взвешенным. Особенно, если касается судеб других людей. Всевышний награждает Пинхаса за его ревность и заключает с ним «завет мира»: ему не должно бояться мести родственников Козби и Зимри. Также — Он дает ему право священства (со всеми привилегиями несения Храмовой службы), которого он не имел до того, будучи внуком Аарона, а не его сыном.
Важно отметить принципиальную разницу между тем, как Всевышний велит Израилю относиться к Египту и Моаву. Египет — чужак, где потомки Яакова провели столетия рабства, Моав — родственник, потомок Лота, племянника Авраама (глава Ва-йера). Но египтянина — запрещено ненавидеть, с моавитянином же — велено воевать. Еврейские мудрецы объясняют это тем, что Египет «восставал на тело» Израиля, пытаясь физически уничтожить его, а Моав (в лице Балака и Козби, использованной для привлечения потомков Яакова к идолопоклонству) восстал против его души, пытаясь уничтожить сущность, корень еврейского народа. Так, именно здесь впервые звучит, что опаснее не тот враг, кто хочет погубить только тело, а тот, кто восстает и на душу.
Образцом правосудия принято считать Римское право с его законами социального сосуществования людей. Однако видим, что основы эти коренятся в Торе, данной еврейскому народу задолго до возникновения римской системы. Так, многократно говорится о разных наказаниях за предумышленное и неумышленное убийство; в главе Бе-аалотха — о возрасте левитов и священников и их «пенсионном» обеспечении; в данном разделе — принципах наследственного права (и даже приводится инцидент, вследствие которого были установлены категории наследников!) Интересно, что именно женщины, которым Тора обычно отводит второстепенные роли, здесь являются инициаторами и соучастницами Творца в формировании заповеди.
Традиция видит в этом глубокий символизм: два ключевых события еврейской истории — исход из Египта и овладение Обетованной Землей — олицетворяют (соответственно) освобождение души и ее старания подчинить материальный мир духовному порядку. Повеление Творца «отдать удел отца (если нет у него сына) — дочери» учит, во-первых, что любой из Израиля (а потому весь Израиль) имеет часть в Святой Земле. Во-вторых, овладение ею (т.е. конструктивное преобразование мира) в равной степени совершается человеком и с воинственным характером «сына», и скромным — «дочери».
Мы призваны преобразовать и наш внутренний мир, и мир вокруг нас. И то, и другое подчинить божественному закону, сделать «жилищем Б-га на земле». Каждый делает это, откликаясь на призвание Свыше и настаивая на своем уделе. Делает же по-своему, присущими ему качествами, реализуя заложенный в нем потенциал, но делает — непременно.