Недельная глава "Ноах" (Ной)
Человечество наполняет землю, но развращается, навлекая проклятие на все живое. Всевышний сообщает Ноаху (Ною), единственному в том поколении праведнику, что истребит мир потопом, но спасет его с семьей и животных — по паре от каждого вида. Он велит Ноаху построить ковчег — огромный крытый корабль, убежище во время катастрофы. Строительство ковчега заняло сто двадцать лет. В обещанное время начался дождь, продолжавшийся 40 дней. А после еще 150 дней усиливалась вода — так покрылись самые высокие вершины гор. Лишь тогда вода начала спадать и только через 365 дней после начала потопа Ноах (Ной) и все, бывшие с ним в ковчеге, смогли снова ступить на землю.
Всевышний обещает никогда больше не истреблять землю потопом, сделав символом этого завета радугу. Он повторяет Ноаху заповедь плодиться и размножаться и разрешает в пищу мясо животных, запрещая при этом употребление крови и части живого животного, а также — убийство человека. Возделывание земли Ноах начинает с насаждения виноградника. Он пьянеет от вина; и двое из его сыновей, Иафет и Шем, прикрыв наготу отца — получают благословение, а Хам, насмеявшись — проклятие.
Через десять поколений люди снова многочисленны. Но, вместо того, чтобы, как велел Всевышний, рассеяться по земле, они решают держаться вместе. Символом своей непокорности Творцу они строят высоченную, достающую до неба, башню; но Всевышний разрушает их планы, смешивая языки. Лишенные возможности понимать друг друга и общей цели, теперь люди вынуждены разойтись по лицу земли.
В десятом поколении после Ноаха, в семье Тераха рождается Аврам. Решая перебраться в Ханаан, Терах берет с собой семью Аврама (он уже женат на Сарай, но у них нет детей) и Лота, своего внука. Осев в Харане, Терах умирает.
Говорится, что «наполнилась земля злодеянием... извратила всякая плоть путь свой...» Символично, что значение имени Ноах - «отдых». Если рассуждать метафизически, то Земля, «призванная» существовать согласно определенным законам, «изнывала» от противоестественности своих обитателей. И воды потопа действительно принесли ей облегчение, уничтожив извратившееся творение.
Как много позже говорит пророк, Бог не желает смерти грешника, а хочет его исправления, и традиция отмечает, что и тогда людям был дан шанс раскаяться и измениться. Ноах строил ковчег долгих сто двадцать лет и говорил о нависшей над человечеством опасности. Но его современники не верили, а лишь смеялись над ним, потому и погибли.
Мы читаем о Ноахе, что он «ходил перед Богом», «делал (в точности) как Бог говорил», и - «был праведным в поколении своем». Была бы его праведность больше или меньше, живи он в другом поколении? Считал ли он, что кара постигла его соотечественников заслуженно? Был ли уверен в правоте своей сердечной незаинтересованности в их судьбе? Все это — открытые вопросы. Но какой же изъян может быть в безукоризненном поведении и скрупулезном исполнении поручений Создателя?
Еще несколько раз в Писании мы сталкиваемся с подобными историями; два из них — когда Бог сообщает Аврааму, что собирается уничтожить Сдом и Амору, и Моше — что уничтожив упрямый еврейский народ, создаст новый от него. Услышав новость, Авраам не успокаивается, пока не добивается от Бога обещания сохранить жизнь праведникам, если таковые имеются в городах. Моше же говорит, что без этого согрешившего народа и у него нет части в Книге Жизни; чем «добивается» прощения всех. Еврейская традиция учит, что каждый из нас приходит в этот мир неслучайно, с определенной задачей — исправить ошибки прошлых поколений, сделать мир лучше. В точности исполняя повеления Всевышнего, Ноах не заступился за людей; и Авраам и Моше «исправляют» это, стараясь довести до совершенства — восстанавливая «равновесие» мироздания и возводя Человека на более высокую ступень.
Это так важно для нас, в мире, полном насилия и неправды. Если мы на самом деле осознаем себя со-участниками Творца, то понимаем, что в каждой жизненной ситуации наше отношение, слово, поступок — это вклад в мироздание. Предпочитая надежду отчаянию, доверие Богу — панике, заботу — безразличию, любовь — ненависти, прощение — мести (конечно, не путая с вседозволенностью и наказанием), мы вносим свою лепту в исправление мира и человечества.