#
В корзине нет товаров
+7 (985) 826-78-86  Роман Заказать звонок Вход для клиентов
Ваша валюта
В корзине нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    08.02.2016
    1439

    Недельная глава «Мишпати́м» (Правопорядки) Шмот / Исход 21:1-24:18

    Вслед за Декалогом народ Израиля получает от Всевышнего серию законов. Это законы о рабе-еврее (или еврейке), наказании за умышленное и неумышленное убийство, похищение человека, насилие и воровство. Также правила возмещения ущерба, предоставления и возвращения займа, хранения чужого имущества и принципы справедливого судопроизводства.

    Кроме этого — законы об отношении к пришельцам (принявшим иудаизм), вдовам и сиротам, приношении в Храм первых плодов урожая и соблюдении регулярных праздников. Заповедь о молитве и запрет смешивания мясного и молочного.

    Всевышний обещает, что приведет народ в обетованную землю, и она станет их вечным наследием. Однако предупреждает, что это произойдет постепенно: по мере того, как Израиль будет размножаться и крепнуть, другие народы будут изгнаны от их лица. Особо предупреждает Он Свой народ не перенимать их языческих обычаев и образа жизни. В один голос весь народ отвечает: «Сделаем и услышим (поймем) по слову Творца».

    Моше оставляет старшими в стане своего брата Аарона и племянника Хура, а сам, в сопровождении Йеошуа (Иисуса Навина) отправляется на Синай. Йеошуа остается у подножия горы, а Моше восходит на вершину, в присутствие Творца и проводит там сорок дней и ночей.

     

    Из 613 заповедей, содержащихся во всей Торе, в этом разделе упомянуты 53 — 30 запретов и 23 повелительных. Говоря современным языком, они касаются уголовного и гражданского судопроизводства, а также — религиозной практики. Именно с этого раздела начинают обучать Торе маленьких детей, воспитывая в них трепет перед Всевышним и достойное отношение к себе, другим и окружающему миру.

    Важно отметить: «крылатое» выражение «Око за око, зуб за зуб» (каким бы «грозным» оно ни казалось) подразумевает исключительно адекватную материальную компенсацию. Еврейская история не знает ни одного случая, чтобы эти слова были поняты буквально, и обидчика постигло бы подобное «возмездие». Если человек, например, лишался глаза, то получал соответствующую травме компенсацию. Более того, чем больший ущерб наносила полученная травма его профессиональной деятельности, тем больше была сумма. Так, например, лишившийся ноги почтальон получал больше, чем получивший такую же травму бухгалтер. Справедливо, не правда ли? И — совсем не «зверски»...

    Правопорядки, заповеданные еврейскому народу — справедливы, «пропитаны» заботой обо всем творении — начиная от человека и заканчивая животными и растениями. Они обеспечивают защиту жизни и достоинства во всех сферах, на всех уровнях бытия — физическом, душевном и духовном.

    Законы о воровстве — логическое продолжение десятого Речения «не желай чужого». Традиция учит, что тайная кража — хуже открытого грабежа. Ибо вор словно отрицает существование Всевышнего, как Вездесущего и Всеведущего.

    Вора-еврея, который не может вернуть украденное, суд «продает» (тому, кто готов взять его для исправления), таким образом давая возможность «возместить» ущерб трудом. Удивительно, что «прецедентом» в этом законе служит ситуация, когда раб не захочет уходить на свободу, а не сбежит (что кажется более логичным). Наши мудрецы объясняют, что на протяжении всего срока службы такого раба «хозяин» обязан заботиться и обо всей его семье, если таковая имеется. А в случае, если раб заболел и хозяин потратился на его лечение, то не должен требовать возвращения этих денег. К рабу-еврею нельзя относиться сурово и поручать ему унижающую его достоинство работу (или такую, к какой тот не привык), он должен жить в одном доме с хозяином, есть за одним столом с ним. Только зная все эти нюансы, становится понятно, как раб может настолько «привязаться» к хозяину, что вовсе откажется от вольной. Таков еврейский подход к перевоспитанию: оступившегося собрата не изолируют, а «помещают в тепличные условия», «поднимая» его и помогая исправиться. Ведь фактически — «рабом» может оказаться любой, практически же — он остается «братом» и достоин соответствующего отношения.

    Законы о защите сироты и вдовы, заботе о пришельце (в иудаизм из другого народа), оказании помощи врагу (!), если его животное заблудилось или устало — все это помогает понять восторг псалмопевца Давида, сказавшего, что «Тора Господня совершенна, оживляет душу, свидетельство Господне верно, умудряет простака. Повеления Господа справедливы, веселят сердце, заповедь Господа чиста, освещает очи. Страх (пред) Господом чист, пребывает вовек, законы Господа истинны, все справедливы, Вожделенней золота они и множества чистого золота, и слаще меда и сотового меда. И раб Твой осторожен (в исполнении) их, в соблюдении их – великая награда».

    Интересно, что говоря об обетованной земле, Всевышний «предупреждает» Израиль, что она непременно станет его владением, но — постепенно. И объясняет: «...не в один год, а то земля опустеет, и умножатся против тебя звери полевые. Мало-помалу, ...пока ты расплодишься и завладеешь этой землею». Несомненно, Он мог бы совершить все молниеносно, в один миг! Но словно «замедляет скорость» — дабы она соответствовала «шагу» Его избранника, для которого «все и сразу» окажется непосильной ношей. Это следует понимать и в духовном смысле: совершенствование души, исполнение заповедей, изменение личности — это наша потенциальная «земля». Но ее освоение — это процесс. Мало-помалу он совершается, шаг за шагом.

     

    «И вот законы...» – так начинается этот раздел Торы. Традиция обращает особое внимание на этот союз «И», подчеркивающий, что они (такие житейские, «приземленные») — часть грандиозного Синайского откровения, только что пережитого народом. И потому — так же грандиозны и обладают такой же степенью святости, как и Декалог.  Их исполнение — это и постоянное совершенствование, «подъем» души до очень высокой этической и духовной «планки», установленной Создателем.  А также — «введение» Его Самого в повседневную человеческую жизнь во всех ее «мелочах». Так земное возвышается до уровня небесного, а небесное, выражаясь в земном, обретает в нем свою «обитель».

    Задайте свой вопрос

    class="uForm uComForm">
    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7
    Красная нить

    Мы предлагаем вашему вниманию только оригинальные израильские товары высокого качества: традиционные еврейские украшения и предметы быта, продукты питания и косметические средства.

    Контакты

    Телефон: +7(929)629-51-29, Роман
    Почта: sgula.contacts@gmail.com
    Адрес: 125481, Россия, г. Москва, ул. Фомичевой, д.14

    Мой аккаунт
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS
    Внимание! Сайт не является публичной офертой, вся информация носит справочный характер. Все условия заказа уточняются с менеджером. Вся информация на сайте имеет ознакомительный характер и не является рекомендацией по любому поводу нужно советоваться со специалистом или врачем.