Недельная глава Матот (Колена) Бемидбáр / Числа 30:2-32:42
Глава начинается с законов о клятвах и обетах, говорит об ответственности за их нарушения; затем подробно рассказывает о том, в каком составе и как именно под предводительством Моше народ Израиля разгромил врагов на подступе к Обетованной земле, как поступил с военными трофеями и как приготовился перейти реку Иордан.
Заканчивается рассказом о неожиданной просьбе к Моше ( Моисея ) колен Гада и Реувена и половины колена Менаше — разрешить им обосноваться на этом, западном берегу реки. Таким образом, они отказывались от земельных наделов непосредственно в Обетованной земле после ее завоевания.
Именно на последнем эпизоде хотелось бы заострить наше внимание. С одной стороны, в просьбе людей нет ничего «криминального»: земля, о которой они просили, была завоевана ими в войне с Сихоном и Огом, напавшими на еврейский народ. Творец разрешил им воевать, защищаясь, и дал победить — поэтому земля принадлежала им по закону, и они имели право поселиться на ней. Также не отказывались они и от участия в предстоящих войнах; более того — обещали всегда быть в авангарде еврейского войска. Свое желание остаться на этом берегу реки они мотивировали хорошим состоянием пастбищ, идеально подходящих для больших стад овец, принадлежащих им. Можно даже сказать, это была забота о благе для всего народа. Ведь тем, кто будет по восточную сторону от Иордана, тогда достанется больше земли.
Но внимательно читая эти несколько фраз, мы обнаруживаем целую драму. «И подошли они к нему, и сказали: овечьи загоны построим мы для скота нашего здесь и города для детей наших; сами же мы первыми вооружимся и пойдем пред сынами Исраэля...» Моше возмутился их просьбе, наверное, потому что не выучен самый важный урок в истории народа — за отказ воевать за обещанную Богом Землю в первый раз, народ скитался по пустыне 40 долгих лет!.. И лишь удостоверившись, что они не намереваются «отлынивать» от войны, Моше дает разрешение обосноваться тут: «Стройте себе города для детей ваших и загоны для овец...» И они отвечают: «...рабы твои сделают, как господин наш повелевает. Дети наши, жены наши, стада наши и весь скот наш будут там, в городах Гилада, а рабы твои пройдут, все, вооружившись как воины, пред Г-сподом на войну...»
Известно, что каждое слово Торы имеет свое место и занимает его не случайно. Так и тут: мы видим, что ответ Моше помогает в решении еще одной очень важной задачи — правильной расстановке жизненных ценностей. Получалось, что забота об отарах овец была для них выше заботы о детях — в своей просьбе они вначале говорят о скоте. Моше же корректирует их, меняя детей и овец местами. И — его исправление принято — в их последнем ответе приоритеты уже правильные.
Они честно выполнили свои обеты, и, может быть, в награду за это все до одного вернулись с войн по завоеванию Земли живыми. В долгосрочной же перспективе окажется, что пытаясь лучше обеспечить и, казалось бы, облегчить жизнь своих потомков, тогдашние руководители колен, напротив, усложнили ее. Именно живущим на этом берегу Иордана приходилось чаще отбиваться от врагов, именно им было сложнее сохранять свою духовную связь и единство с остальным народом, а потому — отчаянней отстаивать свое самоопределение, и именно они первыми узнали горечь изгнания... Была бы история другой, прими народ иное решение тогда - остается только гадать...
Карусель современной жизни несется с бешеной скоростью, ставя перед нами массу искушений, подталкивая к компромиссам, часто не оставляя возможности остановиться, перевести дух, «взвесить» решение... Мы живем в очень сложном мире, и бывают моменты, когда забота о материальном выходит на первый план. Но «сначала — дети», сначала — духовное, сначала — добро. Потому что в этом наша сущность, в этом наша будущность и надежда. Иначе и «овечки» теряют всякий смысл. Голос в глубине каждой души ненавязчиво и участливо напоминающий, как важно правильно расставить приоритеты — знаком всем нам. Если мы только согласны слышать Его.