Недельная глава «Бе-реши́т» («В начале»)
Тора начинается с рассказа о сотворении мира. Итак, в первый день Бог сотворил свет и тьму, во второй — атмосферу — небо, отделяющее нижние воды от верхних вод. На третий день было завершено формирование суши, появились моря и океаны, трава и плодовые деревья. На четвертый день были сотворены солнце и луна, на пятый — рыбы и птицы. В шестой день Бог создал млекопитающих и Человека — Адама и Хаву. На этом работы по сотворению Земли закончены, седьмой день Всевышний освятил как день покоя. Бог творит Человека по Своему образу — вдыхая в него дыхание жизни. Хава — часть Адама, «кость от кости и плоть от плоти его», и она «возвращается» ему женою. Человеку даны первые заповеди, он нарушает запрет не есть плодов дерева познания добра и зла, он теряет бессмертие, и его изгоняют из рая. Человеческий род увеличивается; двое сыновей, Каин и Эвель, рождаются у Адама и Хавы. Из зависти Каин убивает Эвеля и уходит «от лица Господня», становясь скитальцем. Третий сын Адама и Хавы, Шет — предок Ноя, рожденного через девять поколений. Он останется единственным праведником своего поколения в падшем, развращенном мире.
Эта глава открывает годичный цикл чтения Торы, с нее начинается бесконечный путь познания Творца, самих себя и окружающего мира. Еврейская традиция отмечает, что Тора неслучайно начинается с буквы «бэт» (ב). «Закрытая» с трех сторон, она дает своему исследователю первый урок смирения, «предупреждая» об ограниченности его «ви́дения». От нас закрыто то, что было до нас (правая сторона буквы) и то, что составляет реальность высшего и низшего миров (верх и низ). На иврите читают справа налево (следовательно, следующий тект располагается слева, с открытой стороны буквы); так, человеку «открыта» только та часть «истории», непосредственным участником которой является он сам.
«...И сотворил Бог человека по образу Своему...» Среди множества мнений об этих таинственных словах есть и такое: человек «отображает» Бога, создавая «что-то» из «ничего». И не обязательно в смысле материальном. Например, если у нас благополучная обеспеченная жизнь, и мы благословляем за это Творца и искренне благодарим Его, совершая массу добрых дел — это хорошо, даже прекрасно. Но в этом нет ничего «исключительного» — мы лишь продолжаем «строить» на прочном, крепком основании. Но если мы испытываем благодарность, доверяя Творцу без «видимых» причин (благополучия и обеспеченности и доброго здравия), или даже, не дай Бог, «вопреки» несчастьям и страданиям — мы творим «что-то» из «ничего». Мы «исключительно», особенно отображаем Его, сотворившего Вселенную из «ничегоо», когда наша хвала появляется «на пустом месте», когда достигаем невозможного, когда помогаем чудесному свершаться здесь и сейчас.
Читая о сотворении животного мира, мы видим, что Создатель творил его «коллективно»: «...пусть кишит вода от живых существ, и птицы да полетят птицы над землею... и да произведет земля существа живые...». А человек — творение «штучное»: «...и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину - сотворил Он их». Еврейская традиция учит, что человек был сотворен один, чтобы каждый в отдельности мог сказать «Вселенная была сотворена ради меня одного». Но понятно, что такой взгляд на вещи — безусловно, обязывает...
Потому еврейская традиция понимает слова «создадим Человека...» как обращение Всевышнего к самому Человеку. Написано, что сотворенный из праха земного Человек стал «душою живою» только тогда, когда Создатель вдохнул в него дыхание жизни, дал частичку Себя. Наше отличие от остального животного мира — именно в этом дарованном Создателем духе. В нем — и свобода выбора в принятии решений, в нем — контроль над инстинктами. В нем — понимание жизни как дара и осознанного служения Творцу. Его дыхание в нас — это потенциал для развития и совершенствования, приглашение к сотворчеству — создаться, состояться Человеком Его замысла, отражая Его образ в себе в полной мере.