Недельная глава «Бе-мидбар» («В пустыне») Бемидбар / Числа 1:1-4:20
Итак, народ совсем недалеко от Ханаана. Кажется, путь закончен, и Моше вот-вот введет людей в Обетованную Землю. Всевышний приказывает вновь провести перепись, но на этот раз в каждом колене и семействе, считая лишь годных к войне мужчин от 20 лет и выше.
Творец также «формирует» структуру стана Израиля. И на стоянках, и в пути, в центре всегда Мишкан и колено Леви. С востока от него располагаются колена Йеуды, Иссахара и Звулуна, с юга — Реувена, Шимона и Гада, с запада — Эфраима, Менаше и Биньямина, с севера — Дана, Ашера и Нафтали. Каждое из колен и каждое семейство внутри него — под своим флагом, со своим отличительным знаком.
Колено Леви сначала пересчитывают отдельно: все мужчины в возрасте от одного месяца. Они заменяют всех первенцев из остальных колен Израиля (которые стали уделом Всевышнего с ночи поражения первенцев Египта, но потеряли свой статус, изготовив золотого тельца и поклонившись ему). Далее колено Леви исчисляют вновь, на этот раз возраст мужчин от 30 до 50 лет. Они не будут участвовать в войнах, их задача — нести службу в Мишкане.
Специфические обязанности семейства Кеата из колена Леви завершают главу.
Конечно, эта перепись была не первой в истории народа, но очень отличалась от прежних. В первый раз народ считали по выходе из Египта, второй — после случая с золотым тельцом, третий — когда собирали пожертвования для Мишкана. Хотя три предыдущих раза важны и значимы, эта перепись была иной. Не подсчет жаждущих спасения рабов, не выживших после «наказания за...», ни «безликий» сбор половины шекеля с души...
Традиция обращает внимание, что главы колен и семейств перечислены в главе дважды. Первый раз — в качестве помощников Моше и Аарона, второй — в качестве руководителей народа. Обратим внимание лишь на несколько имен: Натанэль (дал Б-г), Элицур (мой Б-г — скала), Элиэзер (мой Б-г — помощь), Ахисамах (мой брат — опора), Аминадав (мой народ — щедр), Эльясаф (Г-сподь добавил) и пр. Эти имена — очень яркая характеристика и каждой семьи, называвшей ими детей, времени, в котором они жили, их духовного уровня, самоопределения и отношения к окружающим. Тора снова напоминает, что в Египте, в жесточайших условиях порабощения, народ хранил веру в Творца и связь друг с другом. И множился вопреки демографическим прогнозам: так, у Дана изначально был только один сын, а сейчас в колене насчитали 62.700 мужчин; а в колене Беньямина (у которого было десять сыновей) – 35.400 мужчин.
Порядок расположения колен в стане, установленный сейчас, впервые упоминается в рассказе о похоронах Яакова. Очевидно, именно в таком порядке сыновья стояли у его смертного ложа чуть ранее, когда он давал каждому последнее отцовское благословение (глава Ва-йехи). Как видим, Тора уделяет большое значение порядку и четкой организации. У каждого колена — свое место вокруг Мишкана, у каждого семейства — свое место внутри колена; тот же принцип соблюдается и в колене Леви: у каждого семейства –– свои обязанности и свое место. Но дело тут не только в особой педантичности. Ведь, как помним, «произошедшее с отцами — урок для детей». Так, каждый со своей историей, индивидуальностью, мечтами, целями, способностями и возможностями они занимали свое место в стане, центром которого был Мишкан, стержнем — пребывающий в нем Творец. Они были сплочены вокруг своего Источника, и жизнь каждого их них подчинялась порядку, установленному Им.
Интересно, что название главы — «бе-мидбар» (в пустыне) содержит в себе корень слова «медабер» (говорящий). И в этом — очень красивое противоречие. Ибо пустыня обычно представляется едва обитаемой, местом раздумий и молчания. Мы не любим вспоминать «пустынные» периоды своей жизни; они горьки потерями или совершенными ошибками, принятием нелегких решений. Но, давая такое имя одной из своих глав, Тора намекает, что молчание может быть очень громким, значимым и необходимым. Время, проведенное еврейским народом «в пустыне», станет, во всех смыслах, индикатором нашей истории. Так, «пустынно» любое время подведения итогов, переосмысления ценностей, мировоззрения, самоопределения. Но оно и самое «громкое», самое «говорящее» в жизненном процессе: потому что формирует наши души, заботливо вылепливая нас завтрашних.