Недельная глава «Бе-хукотай» («По законам Моим...») Ваикра / Левит 26:3-27:34
Если народ будет жить по уставам Всевышнего, соблюдая заповеди, Он обещает, что материальное благополучие, достаток и мир никогда не оставят их. Достойно и славно будет их проживание в Святой Земле.
Отступит народ от повелений Творца и станет служить другим богам — будет строго наказан. Оставление союза со Всевышним обернется горькой чашей обнищания, голода, войн и изгнания. Чашей, испиваемой до дна.
Однако Творец обещает, что, даже в рассеянии по разным уголкам земли, Он никогда не оставит Свой народ навсегда. Ибо вечен союз, заключенный Им с праотцами и данная им клятва: возвращение евреев к исполнению заповедей и в Землю отцов — неизбежно.
Заканчивают главу и книгу Ваикра правила исполнения различных обетов и отделения десятины от приплода скота и урожая.
Эта глава продолжает тему шмиты и йовеля и указывает на прямую связь между их несоблюдением и изгнанием евреев с Обетованной Земли. «Если вы не будете соблюдать... будете изгнаны с земли... и она восполнит все (свои) шаббаты и йовели»...
Изгнание — строгое наказание, ведь человек (а тут целый народ!) теряет абсолютно все, чем владел: не только имущество, но права и свободы. Изгнание — это страдание, и очень важно снова подчеркнуть, что иудаизм рассматривает любые страдания как искупительные. Изгнание — это (своего рода) смерть, оно носит не только воспитательный характер, но и искупительный. Искупление же — всегда позитивно. И пророческие слова о том, что земля «восполнит свои шабаты и йовели, находясь в запустении» имеют особый смысл: как только «равновесие» справедливости будет достигнуто, все вернется к исходной точке — народ вернется домой. Более того, обещания, что в отсутствие еврейского народа Земля будет пустовать и не примет никого другого — всегда воспринимались как надежда: обещание непременного возвращения евреев. На протяжении вековой истории многочисленные примеры доказывали верность и действенность этих слов: оставленная евреями, Земля, словно живая, не позволяла ни одному другому народу укорениться в себе, действительно расцветая, возвращаясь лишь в руки потомков Авраама.
Последняя глава книги Ваикра — символически заканчивается на моменте, когда народ вот-вот должен войти в Обетованную Землю. Так, обещания непременного благополучия за верность Создателю и предупреждения о неизбежном наказании в случае непослушания — два пути на этой важнейшей развилке в истории народа, вышедшего из Египта чуть больше года назад. И как «подложенная соломка» для смягчения удара при падении звучат заверения о верности Создателя союзу с Авраамом, Ицхаком и Яковом — даже когда народ оступится и упадет, когда рассеется среди других народов на многие годы и даже века — рано или поздно, все равно, вернется к заповедям и в свою Землю.
Воистину, такое терпение Творца к еврейскому народу беспрецедентно. Сам же принцип действителен во вселенском масштабе и применим к остальным народам, населяющим планету. Так, читаем в книге пророка Ионы, как Творец отправил его в Ниневию — сообщить ее жителям о грядущем наказании за беззакония. Услышав строгий приговор Властителя мира, страна облачилась в прах и пепел — глубоко раскаиваясь перед Ним. Увидев такую реакцию, Всевышний «отменил» приговор. Отменил?! Важно отметить, что слово, переведенное на русский язык как «разрушу» (город), в оригинале имеет значение «переверну». В этом смысле, символично, что «переворот» все-таки состоялся, но какой – это зависело от реакции жителей Ниневии на страшное предупреждение...
В Видуе, одной из центральных молитв службы Йом Кипур (Дня Искупления), признаваясь перед Создателем в тайных и явных грехах, мы несколько раз повторяем, что «раскаяние, благотворительность и добрые дела отменяют строгий приговор». Так иудаизм понимает взаимосвязь раскаяния и прощения. И «работает» он вне зависимости от того, кто мы, в какое время живем и какие ошибки совершили. Так, «переворот» в нашей жизни происходит непременно. Но какой именно переворот — во многом зависит от нас самих.