#
В корзине нет товаров
+7 (985) 826-78-86  Роман Заказать звонок Вход для клиентов
Ваша валюта
В корзине нет товаров
  • Каталог товаров
  • » »
    22.05.2017
    1828

    Недельная глава «Балáк» Бемидбáр / Числа 22:2-25:9

    Балак, царь Моава, придя в ужас от побед Израиля над эмореями и кипя ненавистью, посылает за магом и пророком Биламом, чтобы тот проклял Божий народ.

    В ночном видении Всевышний запрещает Биламу (Валааму) идти к Балаку. Но царь снова отправляет гонцов с дарами и уговорами, и Билам отправляется в путь. Гнев Господа возгорается на Билама, и Он посылает ангела остановить его. Видимый не Биламу, а его ослице, ангел несколько раз преграждает дорогу. Ослица отказывается идти, и Билам, не понимая происходящего, жестоко бьет ее. Когда же она упрекает его человеческим голосом, Билам видит ангела и, «только если тому угодно», почти готов вернуться назад... Ангел разрешает Биламу идти к царю, наказывая произнести лишь угодное Богу.

    Придя к Балаку, Билам предупреждает, что будет говорить «по слову Господа»; однако велит соорудить семь жертвенников и принести жертвы, чтобы «склонить» Провидение на свою сторону. Но вместо проклятий с его уст срываются благословения. Балак советует ему попытаться проклясть народ с другого места; Билам снова возводит семь алтарей и приносит жертвы. Трижды пытается Билам проклясть Израиль, но каждый раз произносит благословения. Разгневанный Балак и Билам расходятся.

    Вскоре «народ Израиля начал блудить с дочерьми Моава», ходить в их капища и поклоняться их божествам. Господь гневается, велит Моше казнить всех виновных и поражает стан мором. Зимри (глава колена Шимона) вводит в шатер моавитянку Козби (дочь правителя Мидьяна) на глазах Моше и старейшин народа. Видя такую дерзость, те беспомощно плачут у Мишкана. Тогда Пинхас, внук Аарона, поражает Козби и Зимри копьем. И мор, успев унести жизни 24 тысяч человек, тотчас прекращается.

     

    Традиция учит, что название главы «Балак», а не «Билам» (хотя второй является главным действующим лицом) подчеркивает разницу ответственности между заказчиком и исполнителем (преступления). Вина заказчика — больше.

    Злодейство Балака проявляется в том, что стремясь к победе над Израилем, он просит о его проклятии. А мог бы, например, просить благословения своему народу и войску. И Билам (Валаам) пытается проклясть (он славится и зарабатывает проклятиями), что отражает принципиальную разницу между ним и «качеством» его пророчества и еврейскими пророками, которые всегда учили и направляли народ (или отдельных личностей) на путь истинный, призывали к праведности, объявляли приговор Всевышнего, благословляли, но никогда не проклинали.

    История Билама и его поведение представляет собой плохую пародию на Акеду — рассказ о «связывании» Исаака (глава Ва-йера книги Берешит). И действительно, проследим некоторые параллели. Собираясь идти к Балаку, Балам, как когда-то Авраам, поднимается утром. В обоих рассказах фигурирует осел (ослица), только в случае с Биламом животное намного восприимчивее и мудрее своего хозяина. Сам Билам производит двойственное, скользкое впечатление. С одной стороны, Творец является ему во сне, и он – пророк, чьи слова сбываются. С другой — он постоянно манипулирует, «заигрывая» с духовным миром из корысти. И не отступает (хотя делает вид, что согласен отступить) даже тогда, когда ослица (скотина) говорит с ним человеческим голосом, и ангел (духовное существо) объясняет ему происходящее!

    Символично, что история Билама расположена в Торе практически сразу после рассказа о Корахе и его притязаниях на полномочия Аарона. Обе они посвящены одной теме. Только история Кораха — «внутрисемейная», локального масштаба, а история Балака — более глобальная, международная. Как Авраам, Билам поднимается утром, запрягает ослицу, возводит жертвенник, как Авраам — приносит жертвы. Словно пытаясь занять его место, (хоть какое-то время) побыть им. Однако попытки Билама вести себя «как Авраам», его желание занять место Авраама — все это терпит крах. Последние слова его «пророчества» – и демонстрация принципа Высшей справедливости «мера за меру», приговор и Балаку, и — самому себе: «Всякий благословляющий (Израиль) благословен, и всякий проклинающий — проклят». Билам исчезает с исторической сцены, прочно закрепив за собой репутацию хитреца, злодея и последнего пророка среди неевреев. Остается только гадать: а будь Билам просто самим собой, стань он лучшим проявлением себя, возможно, у него был бы иной, более славный, конец...

    Пытаясь проклясть Израиль, Билам воспел ему песню хвалы на все времена, возвестив даже то, что случится «в последние дни». Традиция учит, что благословения, произнесенные Биламом, «зеркальны» проклятиям, в действительности желаемым им еврейскому народу. Таким образом, отталкиваясь «от противного», можно понять, что Билам хотел сказать на самом деле. Хотел, но не смог, потому что Всевышний вложил в его уста другие, Свои слова.

     

    Примечательно, что слова «преклонился он, прилег как лев» описывают Израиль в рассеянии, во время четырех галутов на протяжении всей еврейской истории. Не без иронии замечают наши мудрецы: главное в них — что даже лежащий, даже опустившийся на колени лев — остается львом...

    Задайте свой вопрос

    class="uForm uComForm">
    avatar
    Простой заказ товара Документы на товар Доставка по всему миру! Всегда на связи 24/7
    Красная нить

    Мы предлагаем вашему вниманию только оригинальные израильские товары высокого качества: традиционные еврейские украшения и предметы быта, продукты питания и косметические средства.

    Контакты

    Телефон: +7(929)629-51-29, Роман
    Почта: sgula.contacts@gmail.com
    Адрес: 125481, Россия, г. Москва, ул. Фомичевой, д.14

    Мой аккаунт
    Я принимаю Яндекс.Деньги
    Данные вашей оплаты защищены по международному стандарту PCI DSS
    Внимание! Сайт не является публичной офертой, вся информация носит справочный характер. Все условия заказа уточняются с менеджером. Вся информация на сайте имеет ознакомительный характер и не является рекомендацией по любому поводу нужно советоваться со специалистом или врачем.