АККО – о ЧЕМ рассказать, ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
Покинув ранее шумные и завораживающие экзотической красой караван-сараи, можно совершить прогулку по лабиринту узких улочек Старого города, побывать на восточном базаре. Точнее, на нескольких – ведь им отведена целая улица, которая, во времена крестоносцев, вела от Ворот Госпитальеров к порту.
Даже при беглом обзоре истории Акко, нельзя не понять, что расположенный на перекрестке торговых путей, будучи одним из главных морских портов древности и Средних веков, город не мог не стать важным центром международной (а также – посреднической) торговли, соединяя Восток и Запад.
Не мудрено, что почти сразу же по основанию города, здесь был построен базар (вполне возможно, что сам город возник вокруг торжища), причем, известно даже его расположение – разумеется, у моря, откуда еще было в те давние времена ждать торговых гостей?
Веками шла торговля на морском базаре и на улочках, подобно, скажем, нынешнему восточному базару с Старом городе Иерусалима. И только во времена турецкого правления были открыты новые рынки, из которых до наших дней дожили «Турецкий базар», построенный по приказу Аль-Джазара, и базар Аль-Авиад.
Так «Турецкий базар» был построен в конце XVIII века как городской рынок, призванный служить на благо местному населению.
О расположенном в центральной части старого Акко базаре долгое время не было ничего известно: иными словами, все знали, что когда-то он был – и на этом сведения исчерпывались. Только образование государства Израиль дало толчок к началу планомерных археологических изысканий, благодаря которым в 1960 - 1961 гг. была найдена его западная часть.
Свято место пусто не бывает, - об этом всем известно. О «наторгованном» месте можно сказать тоже самое: В настоящее время «Турецкий базар» содержит около полусотни маленьких магазинов, продающих сувениры, безделушки и прочий мелкий, но ходкий товар, рассчитанный на туристов.
Базар Аль-Авиад (он же «Белый базар») был построен Дахар Аль-Амаром, но, сгоревший дотла, возродился при Сулейман-паше в 1817 году. Свое название он получил от белого цвета известняка, из которого строители возвели торговые ряды, спланированные как единое целое с близлежащей улицей.
В XIX века базар представляет собой здание со сводчатым потолком, и большим отверстием в центре, через которое падал свет, придавая базару легкость и даже некую воздушность.
Заканчивая путешествие по Старому Акко, нельзя не рассказать о синагогах, возведенных в городе и никогда не пустевших на всем протяжении его истории. Так, синагога «Барух Мордехай», открывшаяся 26 октября 1997 года, принадлежит общине горских евреев, приехавших из СССР, и живущих в Акко с начала «Первой Алии» (70-х годов прошлого века).
Собственно же здание построено известным московским меценатом, д-ром экономических наук Т. М. Исмаиловым. Роскошная белокаменная синагога удачно расположена в восточной части города, окруженная просторным ухоженным двором с аккуратно подстриженным розовым кустарником.
Зал синагоги освещают огромные хрустальные люстры, а окна украшены витражами, изображающими сюжеты из Торы. Стеллажи вдоль стен заполнены священными книгами, рядом с ними – огоньки поминальных бронзовых табличек, а за бархатным расшитым золотом балдахином, гордо высится «Арон ха-Кодеш», где хранятся свитки Торы и другие предметы еврейской атрибутики, преподнесенные в дар общиной горских евреев и евреями других стран мира.
Синагога «Ор ха-Тора» («Свет Торы») – поистине жемчужина современной архитектуры и дизайна, но мало кому известная. Причина проста – она находится вне стен Старого города, и поэтому не входит в «комплект» маршрутов туристов.
Но увидеть это нестандартное, нарядное здание, безусловно, стоит. Судите сами: фасад украшают шесть арок, несущих уникальное оформление иудаики. В промежутки между арками вписано пять треугольников, символизирующих разделы Торы, а над ними красуется увенчанное двумя семисвечниками мозаика со сценами Исхода.
Внутреннее же убранство просто завораживает: собственно, «Ор ха-Тора» не относится к разряду привычных синагог. Это – красочное панно, разворачивающее перед нами повествование об Иудейском царстве и народе Израиля, с древнейших времен – до наших дней. Не последнюю роль в этом играют витражи, на каждом из которых запечатлена трогательная история из Священного писания.
Несмотря на пестроту, эклектизм чужд этой синагоге: цитаты из Торы гармонируют с лаконичными надписями, сделанными в память о бойцах, павших в войнах Израиля, а одну из стен украшает мозаика, на котором выложена карта Израиля, венчающаяся Священным Иерусалимом. Особое место в мозаичных картинах и надписях отведено истории тысячелетнего присутствия евреев в Акко.
Нельзя также мне отметить, что «Ор ха-Тора» была построена и расписана безо всякой финансовой поддержки государства – исключительно на пожертвования израильтян и диаспоры.
Старинная синагога РАМХАЛя (рабби Моше Хаима Луцато) в Старом городе Акко была построена в 1743 г. и сохранилась в почти неизмененном виде.
Особо примечательна бережно хранимая рукописная Тора РАМХАЛя, которую раби написал собственноручно в период между 1740 м 1747-ми годами. По преданию, он писал ее на особым образом выделанной коже кошерных животных чернилами из гранатовых корок. Эти чернила – очень стойкие: если посадить пятно соком граната, то вывести его невозможно.
И, наконец, четырехэтажная синагога Ха-Джарива, славная впечатляющими размерами и своими мозаиками, создававшимися – немного-немало – 54 года из сотен миллионов натуральных камней, собранных в Израиле.
Сегодня Старый город в Акко, обитатели которого говорят на пяти языках (иврите, английском, арабском, русском и французском) открыт для посещения и пользуется огромной популярностью у туристов. Собственно, весь он – огромный музей, до сих пор населенный евреями – потомками тех, кто превратил этот город в один из красивейших мест Ближнего Востока.