АККО – ГОРОД, ПЛЫВУЩИЙ СКВОЗЬ ИСТОРИЮ
Часть первая
Жителей Израиля не удивишь древностями, святынями и «чудесами света», которых в еврейском государстве столько, что хватило бы на добрый десяток стран. Но есть несколько городов, в которых история «сконцентрировал
Самым знаменитым (на весь мир) примером такого чуда является, конечно, Иерусалим. Однако, по счастью, есть еще и Акко – город, поистине плывущий сквозь историю, которая бьется, как волны о борта корабля, шумит и переливается через его палубу, но, подгоняемый ветром, он уверенно рассекает морскую гладь.
Причем, аналогии и сравнения с морем и кораблем здесь – не ради красного словца: Акко – порт, древний и прекрасный, он – словно затонувший, но поднятый из морских глубин старый фрегат, превращенный в музей.
Прежде чем перейти, собственно, к городу – особенно его Старой части, – окинем, пусть даже самым беглым взглядом историю, которая просто поражает воображение! Упомянутый еще в Священном писании, Акко был свидетелем сотен войн, которые вели разные народы за обладание этой бесценной жемчужиной. Поистине, кто только не сражался под стенами этого города! Отважные повстанцы-«макка
Проносились столетия, но земля Акко не знала покоя: овладевшим городом туркам пришлось померяться силами с гением войны Наполеоном, а после Первой Мировой войны, сменившие турков англичане боролись с еврейским подпольем, из-за чего город приобрел печальную славу, как место заключения и казни тех, кто стремился создать в Эрец-Исраэль свое, единственное в мире государство.
И только с провозглашение Израилем своей независимости, Акко воздохнул спокойно, стал стремительно развиваться, очень скоро «перевалив» за древние стены, из которых вырос, как ребенок вырастает из детских штанишек.
В городе поселяются репатрианты из многих стран мира, а оставшиеся здесь арабы (по большей части, мирные, хотя – всякое бывает…) перекочевали в Старый город, вскоре превращающийся в центр туризма, да не простой, а входящий в список городов всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО (!).
Сегодня Акко – точнее, его новая часть, – административный центр Западной Галилеи, с «полным комплектом» филиалов и отделений всех, имеющихся в стране министерств, общественных учреждений, больниц, школ, суда и прочее и прочее.
В настоящее время город населяют 46,5 тысяч человек (по переписи 2010 года), около 68% которых составляют евреи, более 25% – арабы, исповедующие ислам, хотя есть и немало арабов-христиан.
Словом, ничего интересного в современной истории Акко нет, хотя он красив, добротно построен и многофункционале
Итак, начнем с совсем уж «допотопных» времен, когда, около 1500 года до н.э. на восточном берегу Средиземного моря, на очень удобном заливе, появились люди, основав Акко, чья заселённость не прерывалась с момента основания.
Из описанного выше, нельзя не сделать вывод, что «жизнь» Акко была более чем бурной. Да что говорить: несколько раз люди разрушали город почти до основания, превращался в скопище ветхих рыбацких лачуг. Зато другие отстраивали город заново и давали новые имена – Умма, Птолемаида, Сен-Жан д’Акр.
Кстати, об имени: есть авторитетное мнение о том, что название города сложилось из двух ивритских, слегка искаженных слов – «ад по», досл. «досюда». Имеется в виду, что время всемирного потопа вода дошла ровно до этого места – и не двинулась дальше. Со временем «по» почему-то превратилось в «ко», и слилось с «ад», в свою очередь сменившей «д» на «к». Так и получилось – Акко.
Вернемся, однако, к истории: «среди всех городов на Сирийском побережье, от Антиохии и до Газы, нет ещё [одного] такого города, как Акко, чья летопись была бы так насыщена событиями, и нет другого такого города, чье влияние на судьбу всей страны было бы настолько велико» (Лоренс Олифент, 1882).
Золотые слова, ибо расположенный на перекрестке международных торговых путей, Акко всегда являлся центром истории без малого всего Ближнего Востока, местом встреч множества разнообразных культур и стратегически важным пунктом, за обладание которым боролись десятки народов.
Судите сами: первое упоминание об Акко относится примерно к 1456 г. до н. э. (или к 1468 г. до н. э.) в списке завоеванных городов во время первого похода фараона Тутмоса III, выбитого на стене храма Амона в Фивах.
Через двести лет город перешел под власть хеттов, но был заново отвоеван Сети I в XIII в. до н. э., вместе с другими поселениями Южной Финикии, и назывался уже «Тель-эль Пухъар» (его руины расположены северо-восточнее современного города, примерно в 700 м от моря).
В Священном писании (книге Иегошуа Бен-Нуна (Иисуса Навина)) город называют «Ахшаф» (позже – «Умма»), и всю эпоху древнееврейских царей он был под властью финикийцев.
В 701 г. до н. э. Акко был покорен ассирийцами, но горожане восстали против царя Асархаддона, который железной рукой подавил недовольство приблизительно в 650 г. до н. э. Позже, вместе со всей Ассирией, Акко перешел под власть персов, став стратегически важной военно-морской базой Восточного Средиземноморья.
Вернувшиеся из Вавилона евреи не считали Акко своим городом, и тот был завоёван Александром Македонским, в 333 г. до н. э. основавшим здесь греческую колонию. С тех пор Акко стал самым важным портовым городом региона, и одним из крупнейших городов эллинистического мира.
Несколько раз переходя из рук в руки Птолемеев, Селевкидов и еврейских царей, Акко был занят легионами Помпея (55 г. до н. э.), и был присоединен к Римской империи. Когда началась Иудейская война, греки и италики, жившие в Акко, устроили погром, уничтожив две тысячи евреев. Именно отсюда в 67 г. н. э. Веспасиан предпринял поход против восставшей Галилеи.
Когда римляне канули в небытие, город захватили арабы. Они позволили евреям жить здесь, не притесняя, но взимая большие налоги. К середине IX в. здесь был построен порт, который вновь стал стратегически важным.
Однако настоящую известность Акко принесла эпоха крестовых походов: в 1104 г. город завоевал король Балдуин I. Примерно через сто лет Саладин взял Акко почти без боя, но уже в 1191 г. во время III крестового похода, Акко был отвоеван войсками крестоносцев под командованием французского короля Филиппа Августа и знаменитого английского короля Ричарда Львиное Сердце.
Став столицей королевства крестоносцев, город был окружён стенами с мощными оборонительными сооружениями, и получил новое имя – Сен-Жан д’Акр. Свои «штаб-квартиры» основали здесь рыцари орденов госпитальеров, тамплиеров, а позднее и тевтонцы, строя жилые дома, склады, больницы и церкви. Нельзя не отметить, что ни один город крестоносцев не дошёл до наших дней в таком отличном состоянии, как Акко.
Еврейская жизнь тоже не прекращается (уместно добавить, несмотря ни на что): в 1260 г. сюда переезжает парижская иешива рабби Иехиэля вместе с 300 учениками, сделав Акко одним из важных центров еврейской учёности.
Через тридцать лет, раздираемый междоусобицами, Сен-Жан д’Акр пал, захваченный мамлюками, приведенными султаном аль-Ашраф Халилей. Арабы разрушили Акко, вырезав бόльшую часть христианского и еврейского населения.
Понадобилось почти два столетия, чтобы город восстал из руин…
окончание следует