Китель - одежда для особенных дней
С давних времён среди евреев был распространён обычай носить рубаху , «кетонет» из льна и хлопка (китель), которая бы покрывала верх тела и заменяла передник. Китель имели право изготавливать только особо богобоязненные евреи. Этот вид одежды перешёл от финикиян к грекам и к римлянам, как хитон (χιτών) и туника. Судя по всему она соответствует нательному белью феллахов и бедуинов современности. У грубого кителя (tob), в основном тёмно-синего цвета, хлопчатобумажная ткань плотнее по фактуре. У него есть вырез на груди и широкие свободные рукава.
Одежды первосвященника имели символический смысл, они искупали тот или иной грех. Кутонет, китель, очищал от греха оскорбления других и от греха непреднамеренного убийства. Первосвященник имел восемь частей одежды, в отличии от священника, четыре из них совпадали с одеждами священника, и это: кутонет (рубаха, китель), михнасаим (брюки), авнет (пояс), мигбаат (головной убор). Дополнительные одежды: меиль (верхняя одежда), эфод (типа передника), циц (налобная золотая пластина) и хошен (нагрудная пластина с драгоценными камнями). На Йом Кипур первосвященник заходил во Святая Святых, чтобы молиться за евреев. Его одежда была белой и без карманов, что соответствовало духовной чистоте. Потому что, как сказал пророк Йешайя: "Даже если
грехи ваши будут красны, как пурпур, они станут белыми, как снег». Китель первосвященника искупал грех кровопролития. В наше время китель символизирует день Йом Кипура, в который говорится о искуплении грехов. Многие евреи одевают китель также и на седер Песаха. Потому что после избавления от египетского рабства и исхода, евреи стали свободными и уважаемыми людьми.
В современном мире китель, одевается на верх одежды. Он и сегодня символизирует раскаяние, как защиту от смерти. Но людям не известно, какой будет приговор от Всевышнего. Китель не принято украшать золотом, потому что так он может напоминать о грехе Золотого тельца. Но обычно кители расшиты серебром. Приобрести китель вы сможете в нашем интернет-магазине, здесь также продаётся и другая еврейская символика
Высказывания наших мудрецов о Кителе
1) Белое одеяние символизирует достоинство и свободу, подчеркивая, что
после Исхода мы уже не рабы, а уважаемые люди.
Турей заав 472:3
2) Еще одна причина. Маараль из Праги пояснял, что в ночь
Пасхального Седера каждый еврей способен достичь духовного уровня
первосвященника, входящего в Йом-Кипур в Святая Святых Храма. В это
самое святое место первосвященник входил только в белых одеждах, и
китель становится знаком, указывающим на возможность подобного
духовного подъема (Пардес А-Агада с. 26).
Маараль
3) Когда мы надеваем кител, одеяние мертвых, это помогает нам
представить себя как бы уже ушедшими в Мир Истины, где нам показывают
все проступки и присуждают пройти соответствующие испытания, чтобы
очистить и прояснить наши души. Но, как особую милость, Всевышний дает
нам шанс вернуться в этот мир, чтобы достойно раскаяться за все наши
грехи. Эта мысль должна сделать нас такими благодарными и счастливыми,
чтобы мы стали говорить спасибо Творцу за то, что еще живы, и
раскаялись от всего сердца.
Аругат Ашем, Цав, цитируя рава Шмелке из Николсбурга
4) Агада указывает: потомки Израиля в Египте отличали себя от
неевреев, в частности одеждой. Талмуд (трактат Шабат 114а) говорит,
что мудрецы Торы так поступали и в Вавилоне. Раши (в комментарии к
трактату Кидушин 72а) объясняет, что они делали это, облачаясь в белые
одеяния. Так и кител в Седер напоминает нам традицию наших предков:
отделять себя от других народов, надевая белую одежду (как они делали
и в Египте).
Агаот маасэ рав 1, Мальбим.
5) Великое возбуждение и радость этого дня могут нас, не дай Б-г,
толкнуть не в том направлении. Белое одеяние, в которое облачают и
мертвых, напоминает нам: мы не вечны и должны внимательно относиться к
своим поступкам.
Там же
6) Когда Мишкан (переносное святилище в пустыне) был впервые поставлен
в «семь дней посвящения», Моше выполнял там обязанности коэна
(священника), привилегия, которую затем, по указанию Творца, получил
Ааорн и его сыновья. В эти семь дней Моше надевал белую льняную одежду
простого коэна. Вот и мы, начиная святое служение Всевышнему в Седер,
которое описывает и отражает, как Сыны Израиля начали служить Ему во
время первого Песаха, надеваем подобные белые одежды.
Двар Аарон
7) Ночь Песаха – время, когда Б-г, Царь вселенной, избрал нас Своим
особым народом. В память об этом мы надеваем белые одежды, которые
тогда носили королевские особы, чтобы показать, что мы связаны с нашим
Царем.
Пеэр Аарон
8) Тора постановляет, что на суде между богатым и бедным, судьи должны
относиться к ним непредвзято, нелицеприятно, и рассматривать только
существо дела. Если нужно, бедняка даже следует одеть в изысканную
одежду как богатого, чтобы судьи могли сохранять равновесие. Песах –
время, когда Творец выносит решение о нашем урожае на этот год.
Поэтому мы надеваем белую одежду, которая подобна Его «облачению» –
«Его одеяние как белый снег» (Даниэль 7:9).
Агудат эзов
9) Кабалистические источники объясняют: изучение Торы «питает» душу,
она усваивается нашим сознанием как пища телом. А соблюдение заповедей
создает «одеяние» души, потому что наши дела не абсорбируются в нас, а
облекают нас как одежда. Воспоминание об истории Исхода из Египта не
только изучение Торы – пища для души – но и мицва (заповедь) этого
вечера, это мы и подчеркиваем, надевая особую одежду.
Бней Иссахар
10) Седер специально создан, чтобы влиять на наших детей, помочь им
сохранять верность Творцу и Его Торе.
Чтобы они осознали: для каждого приходит время смерти (когда тело
облачают только в белые льняные одежды). Тогда мы уже не сможем
полагаться ни на что, кроме заслуг изучения Торы и исполнения
заповедей – своих добрых дел, поэтому мы надеваем белоснежный кител.
Агада Хатам Софера