06.04.2011
29636
Красная ниточка на руке - Человек и мир
КРАСНАЯ НИТЬ: ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ
Сегодня множество людей в поиске защиты от неприятностей или в знак своего обращения к учению каббалы повязывает себе на запястье красную шерстяную нить. Завязанная определенным образом семью узелками и сопровожденная соответствующей молитвой, красная нить призвана служить защитницей своего владельца от всех тех недобрых сил, которых предостаточно в нашем мире. Однако, эта нить – это не просто талисман или амулет, не только орудие защиты от «дурного глаза» и прочих негативных влияний. Ее глубинный смысл состоит, прежде всего, в том, чтобы обозначить предназначение человека, задачи его земной жизни и то, что в этом мире более всего угодно Творцу.
Ветхозаветный текст содержит множество заповедей человеческого поведения. Но особо скрупулезно и детально в нем оговаривается порядок общения народа Израилева с Богом: каждый элемент, участвующий в священнодействии, имеет свое назначение, происхождение, форму и цвет. В частности, наряду с богоугодными металлами (золото, серебро, медь) и кожами, в нем отдельно выделяется цветная шерсть. Требование свыше использовать шерсть синюю, пурпуровую и червленую касается непосредственно приношений, материала скинии и завесы, а также материала, который должен использоваться в одежде священников. Однако, шерсть важна не сама по себе, не как природное сырье. Необходима и имеет особый смысл именно любовно сученая руками пряжа, то есть шерстяная нить трех цветов, которую, как написано, пряли «женщины, мудрые сердцем». Три цвета шерсти символизируют целостную структуру трех измерений или трех пределов бытия, которые отсылают к единой субстанции (шерсть), но разнятся своим предназначением (цвет). Высший, или божественный, уровень обозначается насыщенным синим цветом, средний уровень посредничества, или священства, – красным с фиолетовым отливом, нижний, или уровень физического бытия, – темно-красным. Таким образом, два полюса – темно-синий и темно-красный – соединяются, соразмеряются и связываются пурпуровым. Соответственно, в сакральной геометрии Храма синий цвет отмечает Святая Святых, пурпуровый – место священников, красный – место всех остальных людей.
На языке Писания человек («адам»), земля («адама») и красный цвет («адом») имеют один корень, указывающий на их неразрывное единство и родство. Человек был создан из земли, он живет на земле, и погребают его в землю. Кровь человека и ближайших к нему животных – символ жизни и одушевленности – также красного цвета. Наконец, сам процесс рождения человека демонстрирует нам наглядно тот же самый последовательный порядок цветов, что и общий порядок бытия. Рождающийся младенец сине-фиолетового цвета, глотнув воздуха, начинает багроветь, а затем становится привычного для всех живых людей красного цвета. Будучи в матери, как в святая святых, он рождается, отделяясь и отдаляясь от нее, еще сохраняя с ней естественную связь, но в полном смысле выходит в жизнь лишь после того, как перерезается связующая их нить пуповины. Исключительную важность момента рождения люди издревле отмечали красной шерстяной нитью – особым знаком, указывающим как на вечную сущность человека, так и на место его временного пребывания.
Соответствующее место в Торе (Берешит 38:27-30) повествует о том, что во время родов повивальная бабка помечает первенца еще до того, как он полностью вышел из утробы матери – повязывая ему на руку красную нить. Более того, правом первородства в случае рождения двойни (или близнецов) наделяется вовсе не тот ребенок, который первым полностью покинул материнское лоно, но тот, который первым «показался на свет». Для избранного Богом народа особой ценностью среди новорожденных обладал перворожденный, равно как и первосвященник – среди священников. И первенец, и первосвященник представляют собой освященную собственность Бога, то есть непосредственно принадлежат ему. В этом смысле и первенец, и первосвященник – первый «еще», второй «уже» – люди «не от мира сего». Олицетворяя начало и конец («альфу и омегу») человеческой жизни, смыкающиеся во вверении себя Богу (первенец – не сознавая того, первосвященник – целиком сознательно), они оба помечены своим цветом. Первое, нательное «нижнее одеяние» первенца – одна-единственная нить из красной шерсти. Последнее «верхнее одеяние» первосвященника – сотканная множеством нитей риза из синей шерсти. Что же касается «срединного» положения, то оно подразумевает обучение каждого человека сложному языку символов и знаков по сакральному тексту под руководством посвященных в его тайны.
КРАСНАЯ НИТЬ: ЧЕЛОВЕК И МИР
Красная шерстяная нить, которую древние люди повязывали на руку рождающемуся первенцу, отмечает не только сам факт прихода человека в мир. Она отсылает еще и к особому уровню охраны, пограничному состоянию и ритуальному действию – соответственно к материнству, рождению и священству. В этом смысле красная нить играет роль исключительно мощного оберега, знака, гарантирующего неизгладимую память, и инструмента, использующегося для очищения от всякого рода скверны.
Охранные свойства нити напрямую связаны с тем пониманием сакрального существа женщины, которое заложено в ветхозаветных текстах. Женщина производит на свет то, что угодно Богу и является приношением ему: она прядет пряжу и рожает детей. И первое, и второе требует от нее сердечной мудрости, кропотливого труда и бережного обращения. И то, и другое напрямую связано с домом, семейным очагом и душевным покоем. В этом смысле женщина является хранительницей и охранительницей – она оберегает то, что рождается в мир через нее. Женщина ограждает все порожденное от порчи, нечистоты, увечья и посягательства со стороны каких-либо темных сил – окружая добром, заботой и любовью. Именно поэтому до сего дня каббалистическая практика придания защитной силы красной нити начинается с того, что ею «оборачивают» могилу праматери Рахили.
Так создается нечто наподобие ограды, внутри которой расположен источник бесконечной материнской силы, квинтэссенция женскости и материнства. Собственно нить в этом действии становится овеществленной границей чистого и нечистого, преградой на пути всего недоброго влияния, агрессии и зависти. И когда впоследствии одна длинная нить разрезается на множество малых, то каждая из них, будучи завязана кольцом, сохраняет эти исключительные защитные свойства. Об очищающих свойствах червленой нити неоднократно говорится в Торе при упоминании тех действий, которые должны совершать священники. Нить – наряду с другими ингредиентами – необходима для совершения подробно описанного ритуала исцеления прокаженного и очищения дома (Ваикра 14). Однако, в этом фрагменте тексте за, казалось бы, чисто практическими операциями обнаруживается более глубокий смысл.
Человек в своем физическом теле уподоблен дому – это позволяет вести речь о внутреннем состоянии человека и внешнем мире, которые сообщаются через определенный «вход». Кроме того, внутренняя нечистота ассоциируется с болезнью (как и очищение – с исцелением), а именно – с проказой, которая, будучи предельно явна извне, гнездится и наносит основное поражение изнутри. Именно на эти аспекты и обращает особое внимание эзотерическое знание. В каббалистическом представлении человек представляет собой нечто наподобие дома – своего рода вместилище и помещение. Он способен вмещать в себя различные эмоции и энергии, воспринятые извне, равно как и вымещать на других все то, что находится у него внутри. Его принимающей стороной – своего рода «входом» – служит левая рука, сопряженная со сфирой Гвура; правая рука играет роль «выхода» или отдачи и соотносится со сфирой Хесед. Традиционно более слабая у человека левая рука нуждается в дополнительной защите (щите), которая способствовала бы гармоничному и более полному проявлению качеств, связанных со сфирой Гвура – мощи, ограничения, сдержанности и способности судить. Так же, как берущему за себя мужчине недостает окружающей его заботы отдающей себя женщины, преимущественно мужскому (Гвура отсылает к гевер, мужчине) началу левой стороны весьма желательна ограждающая, обнимающая кольцом поддержка. Собственно, красная шерстяная нить и выполняет функции того заграждения или преграды, которая помогает мужественному приятию окружающего мира избежать присущей ему и делающей его более уязвимым неразборчивости. Охватывая и обнимая запястье левой руки, она ограждает человека «на входе» от приема «вовнутрь» любого рода нечистот – во избежание загрязнения его внутреннего состояния, предотвращения заболевания и исключения возможности в дальнейшем несправедливо и жестоко «выплеснуть» негативные эмоции на другого человека. Повязанная на левую руку красная нить означает, что человек не только прибегает к пассивной защите, но изъявляет готовность впредь сознательно и намеренно противостоять темным сторонам жизни, очищать свои помыслы и не умножать зла в том мире, где он живет. Знак на руке говорит о совершенно ином, отличном от обыденного, видении окружающего мира и самого себя в нем. Он напоминает вставшему на путь о его втором, духовном рождении.
Красная ниточка и талисманы со Святой земли купить
Задайте свой вопрос
| |