КАББАЛА ДЛЯ НАРОДА. ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ
Каким же образом это происходит? Ответ опять-таки дает Каббала: через перевоплощения, протекающие в двух формах: «круговорота» (гильгуль) и «прививки» (иббур). Первый способ состоит в постепенном прохождении душей человека всех сфер бытия в новых телах до полного очищения, что очень схоже с реинкарнацией в индуизме. Остановимся на этом подробнее.
Итак, «гильгуль» (правильнее, «гильгуль нешамот», досл. «перевоплощение душ») – каббалистический термин, появившийся в иудаизме довольно-таки поздно. Реинкарнация, не упоминаемая ни в Торе, ни в Талмуде, скоро стала популярной в народной среде, и до сих пор играет важную роль в идишистской культуре.
Как понятие «гильгуль» нашел объяснение в средневековом мистическом сочинении «Бахир» Нехунии бен-ха-Каны (середина XII в.). После выхода в свет книги «Зохар» идея реинкарнации распространилась во многих еврейских общинах Европы, признаваемая такими видными религиозными мыслителями, как РАБЛАХ, Нахманидом (РАМБАН), Ицхаком Лурия (Аризаль), Хаимом Виталем и Баал-Шем-Товом – основателем хасидизма; Мартин Бубер приводит немало историй о «гилгулах» в своей коллекции хасидских историй.
Основанием для признания факта реинкарнации возникает из поиска ответа на вопрос: почему благочестивые люди и безгрешные дети страдают или оказываются безвинно убитыми? Ведь хорошие люди не должны страдать, милосердие Г-сподне всегда пребывает с ними. Отсюда делается вывод, что они – реинкарнация грешников, прибывшие в этот материальный мир, дабы искупить грехи своей прошлой жизни.
Другой взгляд на реинкарнацию состоит в том, что душа перерождается заново, если не выполнила некой определённой Свыше миссии. Последователи этого взгляда настаивают на том, что души не могут переселятся постоянно: когда-нибудь им придется держать ответ за всё, что натворили их «носители»-тела.
Не было недостатка и в критиках реинкарнации – к ним этому легиону принадлежали, в частности Саадия-Гаон, Йедайя Бедерши, Иосиф Албо, Леон де-Модена. Они спрашивали: почему тогда люди не помнят прошлых жизней, к какой именно «душе» (читай, воплощению) будет обращаться Б-г в день Суда, и справедливо ли, чтобы над человеком тяготели грехи прошлых рождений, в который он – нынешняя личность – ни капли не виноват?
Подытоживая, можно сказать, что споры сторонников и противников веры в переселение душ закончились с ничейным счетом: реинкарнация принимается Каббалой (как средоточьем мистических традиций) и ортодоксальным иудаизмом, а во многих сиддурах (молитвенниках) есть молитвы, в которых евреи просят простить грехи, совершённые индивидом в этом «гильгуле» и в предыдущих. Но и к неверующим в это относятся снисходительно.
Вернемся, немного в начало статьи: второй способ перевоплощения – иббур («прививка») – означает особое соединение отжившей, но не упокоенной души с живым человеком на седьмом или даже на четырнадцатом году жизни. Делается это с благой целью для человека (играющего в этом случае роль носителя) или для души (наполнителя), но чаще образуемый симбиоз идет на пользу обоим. Процесс этот столь сложен и многогранен, что попросту выходит за рамки нашей небольшой статьи…