ЦВЕТА В КАББАЛЕ - ЦВЕТ ЧЕРНЫЙ
Казалось бы, с чем - с чем, а с черным цветом все понятно: издревле это – цвет смерти, траура, Тьмы и всего плохого, что только можно вообразить – как говорится, от черного кота до черной магии по горизонтали, и от черного плаща до черной топи по вертикали…
Вот уж впрямь, не повезло цвету – так не повезло. Скажем прямо, лучше уж голубой – хоть и «позорный», но хоть человечий, живой, а не мертвый цвет смерти.
Однако так ли уж все плохо, мрачно, «черно» – извините за каламбур – с черным цветом? Оказалось, нет, отнюдь нет. И на это указывает, конечно, Каббала.
Впрочем, с этим лучше пока повременить, а сейчас дать слово другим направлениям тайных (и не очень) знаний. Например, нельзя забывать, что черный – хоть и прямо ассоциируется с трауром, смертью и депрессией, одновременно – цвет серьезности, вдумчивости, сосредоточенности на деле и зрелой элегантности. Каков цвет фраков у джентльменов? А вечерних платьев у великосветских леди? Какой цвет оттеняет колючие звезды бриллиантов и блестяще-вычурны
Символизируя, как было выше сказано, смерть и опасность, черный – еще и цвет тайны, причем, не обязательно пагубной или страшной. Более того, этот цвет может стать и счастливым (и вовсе не только у колдунов и ведьм!), он отлично сочетается со всем спектром цветов, «поглощая» и, опять-таки, выгодно оттеняя их.
А как можно забыть про высокое духовное значение этого цвета? Разве наши родные харедим (ультраортодоксы
И все-таки, общественное мнение – так сказать, коллективное сознательное – не переспоришь: черный цвет, как не крути, у всех – прежде всего, цвет пустоты и горя, опасности и инфернальной стихии, иррациональности смерти и неразгаданной тайны того, куда все мы уходим после окончания жизни.
Каббала же – вот и пришел ее черед – видит в черном цвете «царскую власть» над всеми остальными цветами (кроме, пожалуй, белого), и относится к нему соответственно. Так совершенно черная поверхность: ткань, камень, стена – наводит на мысли о бренности и тленности жизни, и только позже мудрец приходит к выводу о том, что это – цвет «первоначала Мудрости». Ведь он поглощает все цвета, как время поглощает все живое и не живое, а значит – вбирает в себя, облекает пониманием сути вещей и дари это разумение миру.
Согласно же постулатам аналитики психологии цвета, черный выражает отторжение от суетности и тщеты мира: это и оппозиционность, и даже негативизм, стремление убежать от агрессии, конфликтов и занять тем самым четкую позицию протеста. Именно поэтому черные одежды носят (если это не прямо предписано религиозным законом!), как правило, агрессивные упрямцы, а само знамя анархии и, к слову, пиратства (те еще бунтари!) – тоже черное.
И, наконец, отметим, что природная способность к поглощению всех цветов спектра, придает черному цвету не поддающееся описанию отличное влияние на состоянии больного человеческого организма. И не мудрено, ведь, поглощая, он объединяет все позитивное, что есть в разных цветах. Поэтому в отдельных случаях черный цвет вполне может рекомендоваться в качестве общеукрепляющего средства лицам с ослабленным здоровьем. Но это, конечно, не означает, что все вокруг больного надо выкрасить в черный или занавесить крепом. Если что-то такое и делать – то только по особому указанию врачей. В противном случае, боюсь, мы добьемся прямо противоположных результатов…