Еврейские символы
Менора
Священная семиствольная лампа создана по слову Всевышнего и находилась в Мишкане все время после исхода евреев из Египта. В Хумаш (Пятикнижие Моше) в книге Шмот (Исход) 25:31-40 подробно описано устройство меноры. После строительства Храма менора была установлена там. В те времена зажигали не свечи, а специальное масло. Процесс создания масла для меноры также описан в Хумаш. Менора зажигалась по определенному обряду во время службы в Мишкане и позже в Храме.
Семь стволов меноры расположены на одной линии и все чашки для масла — на одном уровне. Три ствола отстоят от центрального в одну сторону, и три — в другую.
Менора олицетворяет единство еврейского народа. Евреи сохранили себя и веру в Создателя все время похода в пустыне и оставались верны своей обязанности зажигать в меноре только то масло, которое сделано по слову Бога. Менора — единственный атрибут храмовой службы, который в дни праздников Песах, Шавуот и Суккот выставлялся на обозрение всего еврейского народа. Первая менора была создана из цельного куска чистого золота. Во времена Моше у евреев не было технологии сборки ее так, как сказано в Хумаш. Поэтому принято считать, что храмовый светильник создан божественной силой.
Маген Давид
Маген Давид — в переводе с иврита «Щит Давида». По преданию воины царства Давида наносили его на свои щиты. Маген Давид образован 2 треугольниками, наложенными друг на друга. Один треугольник обращен углом вверх и основанием — вниз. Наложенный на него другой перевернут основанием вверх.
Множество объяснений скрытого смысла изображения Маген Давид связаны с Торой и происхождением нашего мира. По одному из них 6 углов символизируют 6 дней творения мира, а центр — сотворение человека. Треугольник в иудаизме представляет гармонию начала. Обращенный углом вверх — признак мужского начала, основанием вверх — женского.
Каббала тоже раскрывает символический смысл Маген Давид. Наложенные треугольники в пересечениях создают 6 небольших треугольников и в центре - гексаграмму (шестиугольник). Семь фигур образуют связь с семью нижними Сфирот. Шесть маленьких треугольников символизируют 6 отдельных Сфирот, гексаграмма — Сефиру «Малхут».
Желтая звезда Давида
Вместо наложенных треугольников можно встретить символ в виде остроугольной гексаграммы. Еврейским символом его можно называть очень осторожно.
Во временя нацистской Германии задолго до начала Второй мировой войны всех евреев обязали носить желтую звезду Давида в виде отличительного знака. Делали эти желтые звезды из плохих материалов, например, картона или грубой ткани. Так подчеркивался низкий социальный статус евреев в германском обществе. Желтая звезда Давида стала символом расовых законов нацистов.
Сегодня желтая звезда Давида встречается на сувенирах и ювелирных украшениях. Оригинальное изображение традиционного еврейского символа является актом выражения протеста гонениям евреев всю их историю, подчеркнутым выражением еврейского самосознания, еврейской самоидентификации.
Печать Соломона
Пятиконечная звезда как таинственный символ стал известен до появления единого еврейского народа. Еврейским он стал после нанесения пентаграммы (пятиугольника) с отходящими в сторону острыми треугольниками на печать, которую по некоторым мнениям использовал иудейский царь Шломо (Соломон).
Символ «печать Соломона» называют также «звезда Шломо» или «звезда Соломона».
Хамса
Значение слова хамса берет начало в семитских языках и означает слово «пять». Хамса изображается в виде раскрытой ладони. Древнее происхождение слова привело к тому, что хамса равно популярно и у арабоязычных народов, и у евреев.
Евреям хамса известна еще по второму названию как «рука Мириам» (Мириам — сестра Моше и Аарона), мусульмане называют символ «рука Фатимы» (Фатима — дочь пророка Мухаммеда). В других народах можно встретить в описании символа фразы «божья ладонь» или «рука бога». Хотя последние — весьма далеки от смысла символа.
Встречаются два основных представления символа. В одном случае, изображение повторяет контуры ладони с пальцами пропорциональной длины. Другой более правильный вид хамсы — это симметричное изображение ладони с большим пальцем равным мизинцу и указательным пальцем равным безымянному.
В сефардских еврейских общинах хамса — важный атрибут дома. Его можно встретить в виде амулетов на подвесках, браслетах, кулонах, кольцах. В качестве оберега хамсу подвешивают «пальцами» вниз над входом или окном жилища. Считается, что хамса противостоит злому началу.
Символ Хай
«Хай» — это слово на иврите, переводимое на русский как «жизнь». Гематрия слова образуется числами, соответствующими буквам слова «хет» и «йуд»: 8 и 10, соответственно. Числовое значение «хай» 18 отражает еврейскую традицию выделять на благотворительность 18 подарков или любое кратное 18 число.
Символ «Хай» не несет в себе какого-то особого тайного смысла. Он вместе с традиционным еврейским тостом «ле хайм» («за жизнь») выражает уважение человеческой жизни и многими воспринимается как оберегающий знак. Символ «Хай» наносят на сувениры и подарки.