Кумранские рукописи, известные под поэтическим названием «Свитки Мёртвого моря» имеют длинную и волнующе-интересную историю… которую было бы правильно начать с конца, в данном случае – с обнаружения. В 1947 году, в Вади-Кумран, недалеко от северо-западного побережья Мертвого моря, были случайно найдены древние манускрипты. Нашедшие их бедуины - Мухаммед Эд-Диб и Омар, юноши из полукочевого племени таамире - разумеется, не знали, что они обнаружили. Для них основательно поддернутые тлением, разрозненные и неясные, но достаточно хорошо сохранившиеся свитки были не более чем товаром для выгодного обмена с тем, кто даст бóльшую цену.
Немудрено, что свитки были скоро проданы арабам-старьевщикам, игравшим роль местных антикваров. По счастью, те хоть далеко не вполне, но поняли, что это за вещи и не пустили свитки на подметки или ремешки своих сандалий, а то и на оберточную бумагу. Вместо этого они предложили находку ученым-европейцам.
Таким образом, три рукописи (второй свиток пророка Исайи, «Гимны», «Война сынов света с сынами Тьмы») были приобретены известным археологом, профессором Элиезером Липой Сукеником (1889-1953) для Еврейского университета в Иерусалиме за 35 фунтов стерлингов. Став директором Музея Еврейских древностей, ученый вплотную занялся своим приобретением, первым установив их древность и опубликовав отрывки в 1948-50 гг. (полное издание трех манускриптов вышло лишь посмертно в 1954 г.) С тех пор научные интересы Сукеника были в основном связаны с ними.
Четыре другие рукописи попали в руки митрополита сирийской церкви св. Марка Самуила-Афанасия, купившего их за 50 фунтов стерлингов. Долго и безуспешно он пытался установить древность и значение этих рукописей, язык которых был священнику незнаком. После ряда бесплодных бесед и консультаций у разных лиц в январе 1948 г. митрополит Афанасий решил воспользоваться консультацией Сукеника. Встрече, однако, не суждено было состояться, и судьба рукописей решилась по-другому… В феврале того же года посланцы митрополита принесли рукописи в американскую «Школу восточных исследований» в Иерусалиме. Преподававшие в ней молодые ученые - Джон Тревер и Уильям Браунли - оценили древность находки и значение рукописей. Известный востоковед Уильям Олбрайт, издавший в 30-х годах «Папирус Нэша», исследовав манускрипты, определил их бесспорную подлинность и древний возраст: около I в. до н. э.
Тем временем, хитроумный Самуил-Афанасий, решивший погреть на этом руки, тайно переправил рукописи из Иордании в США, где те получили рекламу (к примеру, писали, что «эти свитки читал сам Иисус Христос») и были застрахованы на миллион долларов. Рукописи сделали сенсацию, но отнюдь не ту на которую рассчитывал священник: они привлекли внимание лишь ученых, были изучены группой исследователей под руководством профессора Майкла Барроуза, и изданы в сокращенном виде в 1950-51 гг. Впоследствии эти рукописи - Первый свиток Исайи, комментарий к книге пророка Хаваккука (Аввакума) и «Устав общины» - были приобретены израильским правительством за 250 тысяч долларов, вместе с последним из семи манускриптов («Апокрифом книги Бытие»), изданным в 1956 г.
Сегодня в Храме Книги при Израильском музее в Иерусалиме экспонируются все «Свитки Мертвого моря». Кстати, это не совсем точное название стало общепринятым в научной литературе на всех языках мира, и до сих пор применяется к рукописям из кумранских пещер.
Вернемся, однако, немного назад. По следам случайной находки Мухаммеда Эд-Диба в 1951 году началось проведение систематических раскопок в Кумране и близлежащих пещерах, таких как Вади-Мурабба‘ат, Хирбет-Мирде и других мест Иудейской пустыни, расположенных неподалеку от Кумрана. Изыскания, в ходе которых были обнаружены новые рукописи и многочисленные разрозненные фрагменты, осуществлялись совместными усилиями Департамента древностей иорданского королевства, Палестинского археологического музея (позже «Музей Рокфеллера», Израиль) и французской Археологической библейской школы. Общее руководство работами осуществлял знаменитый французский католический библеист, археолог и кумрановед Роланд де Во (1903-1971).
С воссоединением Иерусалима в 1967 г. почти все находки, сосредоточенные в «Музее Рокфеллера», стали доступны израильским ученым. В том же году фонду Вольфсона удалось приобрести еще один из известных больших манускриптов – так называемый «Храмовый свиток». В настоящее время вне пределов Израиля (а, значит, и вне досягаемости еврейских ученых) находится лишь одна значительная рукопись Мертвого моря – Медный свиток (Аман, Иордания). В итоге, в период между 1947 и 1956 годами, в одиннадцати Кумранских пещерах обнаружилось более 190 рукописей, составляющих все книги ТАНАХа, кроме свитка Эстер (книги Есфирь) и книги пророка Неемии. Правда, не все тексты сохранились полностью – в основном до нас дошли небольшие фрагменты, зато почти все библейские книги обнаружены в нескольких экземплярах: одна только книга «Теhилим» («Псалтырь») «издана» 50 раз (!) Кроме библейских текстов, найдено немало нерелигиозных книг и отрывков из таковых, о чем будет рассказано ниже.
Всесторонне проведенное исследование рукописей, для которого применялись самые разные, и давно себя зарекомендовавшие и инновационные и даже специально придуманные для этого методы, принесли немало потрясающих результатов. Как оказалось, кумранские свитки отличаются друг от друга не только по месту нахождения, но и по языку, по писчему материалу, по времени создания и, естественно, по содержанию. Попробуем, хотя бы вкратце разобрать каждый из этих пунктов. Итак, начнем с языка. Обнаруженные манускрипты написаны в основном на иврите, но уже сами по себе стилистические особенности указывают на грамматико-фонетические формы, отличные от дошедшей до нас «стандартной» (так наз. «тивериадской») традиции. Однако в рукописях нет единообразия, более того, в письме явственно различаются два разных стиля: архаичный (так наз. «хасмонейское письмо») и более прогрессивный (так наз. «иродианское письмо»).
Это наводит лингвистов-библеистов на довольно смелые выводы: к примеру, о том, что члены кумранской общины (о которых – ниже) в письменном языке сознательно избегали тенденций, характерных для современного им иврита, к тому времени уже сильно засоренного арамейскими заимствованиями. В своем стремлении самоотгородиться от внешнего мира, ессеи использовали слова, обороты и сам стиль библейских выражений, символизируя этим возврат к «чистой» религии поколения Исхода. Часть манускриптов, или их отрывков, написана на арамейском языке; встречаются фрагменты на набатейском, греческом (классическом койне), латыни и даже арабском (sic!).
Свитки разделяются так же по писчему материалу. Те, кто их создавали, использовали кожу, пергамент, папирус, глиняные черепки, дерево и медь, причем, как не сложно догадаться, основным писчим материалом служил пергамент из козьей или овечьей кожи. Часть рукописей выполнена выдавливанием на листах меди, которые позже сворачивались в свитки и упаковывались в кувшины. С такими было особенно тяжело, так как из-за неизбежной коррозии разворачивание свитка грозило его полным разрушением. За вполне понятным исключением медных рукописей, для написания манускриптов использовались черные угольные (карбонные) чернила. Теперь о возрасте: палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный и химический анализ позволяют датировать создание основного массива манускриптов периодом от 250 г. до н. э. до 68 года н. э., то есть, поздним периодом эпохи Второго Храма, хотя есть предположения, что отрывки библейских книг еще более древние…
И, наконец, самое интересное: разбор кумранских свитков по содержанию. Подавляющее большинство ученых-специалистов согласны, что найденные в пещерах Иудейской пустыни рукописи можно разделить на три большие группы: библейские тексты (около трети от общего количества); апокрифы и псевдоэпиграфы, и небиблейская литература кумранской общины. С первыми двумя все более-менее ясно: о библейских текстах мы писали выше (стоит разве что отметить отраженные в манускриптах многообразные текстовые варианты ТАНАХа, позже стандартизированного рабби Акивой и его сподвижниками), а вторая представляет собою фрагменты книг, по тем или иным причинам не вошедшие в ТАНАХ. Это, к примеру, книга Товита, книга «Премудрости Бен-Сиры», «Книга Юбилеев», книга Ханоха, «Завещания двенадцати патриархов» и другие, сохранившиеся в греческой христианизированной версии. Ни одна из них не найдена полностью: в основном это разрозненные фрагменты на иврите и арамейском языке, иногда – на греческом.
Насчет же третьей группы дело обстоит более чем интересно. Орит Шамир, куратор отдела материалов Израильского Департамента древностей, и Наама Сукеник, аспирантка университета Бар-Илан, проанализировали все доступные для израильтян свитки, и утверждают, что эти тексты написаны членами древней и малоизученной секты ессеев, ведущих свою историю от II в. до н.э. Археологические находки, независимые исследования и научные данные почти однозначно указывают на то, что в Хирбет-Кумране жили ессеи, составлявшие своего рода самоизолированную религиозную общину. Небиблейские свитки рассказывают об их вере, несколько отличавшейся от иудаизма того времени, более того, наводящие на серьезные размышления о прото-христианской направленности деятельности сектантов. Так, они не приносили кровавых жертв, занимались земледелием и врачеванием, отвергали войну и рабство, признавали лишь общую собственность, всемерно помогали друг другу и учили любви, кротости и вере.
Исследователи открыли развалины поселения ессеев с большим помещением для собраний, скрипторием со скамьями, столами и чернильницами, хозяйственными помещениями, цистернами для воды и кладбище. Следы пожара, а также найденные наконечники стрел и копий наводят на мысль, что ессеев, скорее всего, изгнали или уничтожили враги – ни кто иные, как римляне, оставившие в ходе Иудейской войны на месте общины ессеев дымящуюся груду развалин. Если это так, тогда становиться очевидным, что ессеи перед нападением римлян решили спасти самое дорогое, что у них было – библиотеку. Они поместили рукописи в глиняные кувшины, запечатали их смолою, чтобы внутрь не проникли воздух и влага, и спрятали в пещерах. После гибели поселения тайники с книжными сокровищами были забыты…
Подводя общий итог вышесказанного, нельзя не отметить, что кумранские рукописи как ничто другое представляют собой бесценный исторический материал, позволяющий намного глубже понять духовные процессы, бытовавшие в обществе конца эпохи Второго храма, и проливающие свет на многие общие вопросы еврейской истории. Неизвестные ученым прежних поколений, кумранские свитки помогают лучше понять многие детали Священного Писания, значительно расширили наши познания о текстах ТАНАХа и, без преувеличения, их эволюции в период Второго Храма. Интересно отметить, что, по всей видимости, ещё не все свитки Мёртвого моря попали в руки к учёным. В 2006 году, профессор Ханан Эшель представил научной общественности дотоле неизвестный кумранский свиток, содержащий фрагменты книги Левит. Свиток был обнаружен не при новых археологических раскопках – его случайно изъяла полиция у араба-контрабандиста: при этом, ни он, ни полицейские не подозревали об истинной ценности находки, пока приглашённый на экспертизу Эшель не установил его происхождение. Поэтому, не исключено, что нас ждет еще немало чудесных и удивительных открытий в области древней еврейской истории…
Мы предлагаем вашему вниманию только оригинальные израильские товары высокого качества: традиционные еврейские украшения и предметы быта, продукты питания и косметические средства.
Контакты
Телефон: +7(929)629-51-29, Роман
Почта: sgula.contacts@gmail.com
Адрес: 125481, Россия, г. Москва, ул. Фомичевой, д.14
Внимание! Сайт не является публичной офертой, вся информация носит справочный характер. Все условия заказа уточняются с менеджером. Вся информация на сайте имеет ознакомительный характер и не является рекомендацией по любому поводу нужно советоваться со специалистом или врачем.