10.05.2011
4598
Медный змей
МЕДНЫЙ ЗМИЙ: НАКАЗАНИЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ
Ветхозаветные тексты неоднократно и на множестве примеров раскрывают истинную суть той неразрывной связи, которая была единожды установлена между Богом и его избранным народом. Заключенный «договор» и «союз» подразумевал глобальную защиту народа со стороны Творца при условии беспрекословной веры в замыслы Творца со стороны народа. В случае, когда народ вознамеривался прекословить и роптать, его ожидала суровая и справедливая кара за низкие намерения и недостойные слова. Однако целью, которую всякий раз в такие моменты преследовал Всевышний, были, в первую очередь, не наказание, не устрашение и не демонстрация своего всесилия. Насылая смерть и страх на сынов Израиля, Бог потчевал свой народ горьким лекарством, дабы исцелить грех неверия, отвратить его взор от земных лишений и обратить сомневающихся к их высшему предназначению.

Едва ли не самым ярким и показательным эпизодом в этом смысле служит история «медного змия». Во время странствования евреев по пустыне после смерти Аарона близ красного моря (Бымидбар 21:4-9) произошел очередной инцидент, новый взрыв недовольства – «стал малодушествовать народ на пути». Жалуясь на отсутствие воды и хлеба, на скудную и противную пищу, «говорил народ против Бога и против Моисея», чем вызвал гнев Бога, который послал ядовитых змеев, жалящих и убивающих согрешивших. После молитвы благочестивого Моисея Господь приказал ему сделать медного змия и поднять его как штандарт над головами людей – чтобы всякий, кого ужалит живой змей, мог остаться в живых, взглянув на медный символ. Казалось бы, общая логика греха и раскаяния, наказания и спасения, суда и милости здесь вполне очевидна. Но за первой ясностью обнаруживается и более глубокий смысл происшедшего. Всевышний наказывает смертью за малейшее сомнение в правильности пути к свободе и независимости – он не терпит хулы на тех, кто вывел находившихся в рабстве из Египта. Говорить против божественного замысла и его исполнителей – грех, который должен жечь сердце и душу истинно верующего. Но если люди очерствели и не ощущают это «жжение» душой, то – как бы взамен – они вынуждены ощутить жжение телом.

Моисей и медный змей
| |