16.04.2011
5210
Иерусалим: город, избранный Богом
Трудно найти на земле город, почитаемый более Иерусалима. О нем пророчествуют священные тексты, в нем звучат молитвы на всех языках, с ним связаны бесчисленные легенды и истории. Этот город преисполнен значения и поистине незаменим, ибо служит поддержанию всего мирового порядка и гармонии. Особый статус Иерусалима однозначно отмечен в Торе: он есть то место, которое после исхода евреев из Египта выбирается самим Богом в качестве постоянного места своего «земного присутствия». После слов Всевышнего «в Иерусалиме будет имя Мое вечно» избранный город перестает быть только населенным пунктом и становится средоточием святости, духовным центром и универсальной точкой отсчета. Поскольку невозможно допустить, что божественная воля могла быть непоследовательна или случайна, древняя традиция толкования Писания утверждает, что Иерусалим служит одним из компонентов и условий изначального замысла Бога, а потому – наряду с еще рядом важнейших понятий – идеально предшествовал сотворению миру и был позднее лишь материально воплощен. В этом смысле Иерусалим – начальный пункт мира и его центр.
Сакральная география Агады рисует его срединное место предельно ясно: с одной стороны, Иерусалим есть центр Израиля, который находится в центре мира. С другой стороны, краеугольный камень мироздания и Ковчег завета расположены в центре Храма, который находится в центре Иерусалима. Таким образом, Иерусалим играет роль двойного центра – и как полюс божественного, проявляющегося в мире, и как полюс мирского, устремленного к Творцу. И эта уникальная роль обуславливает предельность и контрастность всех событий, связанных с вечным городом. История Иерусалима, известная из ветхозаветных текстов, показывает всю сложность и напряженность отношений Израиля и Бога Израилева. Избранный народ и избранный город – предметы ревнивой любви Создателя; они находятся под его особым покровительством, но к ним предъявляются и исключительные требования. Исполнение народом своих прямых обязанностей по сохранению ритуальной чистоты и выполнению предписаний свыше угодно Богу – он отводит зло от Иерусалима, не отвергает его и обращает карающий меч на его врагов. Напротив, размножение всяких мерзостей в земле Иудейской, служение идолам и нарушение завета вызывает гнев Господень – Бог грозит отринуть свое лицо от Иерусалима, наводит на него зло, отвергает его и простирает над ним истребляющий меч.
Иерусалим из века в век служит своего рода лакмусовой бумагой, проявляющей и ревностность служения народа – Богу, и степень благоволения Бога – своему народу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что реальная история Иерусалима прочитывается, зачастую, как мистическая трагедия, где во всяком событии зияет сокровенный подтекст. Осмысление двойственности, двузначности и двуликости города, сочетание его высшего назначения и низостей, в нем происходящих, привело мудрецов к уверенности в том, что Иерусалим принадлежит двум планам бытия – земному и небесному. Христианская традиция, благоволящая к онтологии Платона и платоников, в большей степени акцентировала внимание на противопоставлении горнего и дольнего. «Небесный Иерусалим», столица Царства Божьего, описывается Иоанном Богословом как правильная геометрическая фигура, равномерная и в этом смысле идеальная. Этот город пребывает в божественном свете и является воплощением абсолютной чистоты и нежности. «Вышний Иерусалим» в представлении апостола Павла есть город-мать всех людей, средоточие и исток добра, любви и заботы. Блаженный Августин видит Град Божий как «горнее, небесное отечество» – вечное и настоящее царство, принципиально отличающееся от всех преходящих и несовершенных в своей основе земных царств. В контексте установки на презрение земной жизни, идеальный Иерусалим мыслится как неземной образец, который в конце времен должен быть воплощен, знаменуя искомое единство мира и Бога.
Иудейская традиция языком Каббалы говорит о неразрывности земного Иерусалима и соответствующего ему во всем небесного Иерусалима. Поскольку в самом названии города содержится окончание множественного числа (Йерушалаим), он мыслится как символ, отсылающий к двум уровням дерева сфирот. Замыслив мир, Бог создал высший Иерусалим, связанный со сфирой Бина (понимание), а в ходе творения мира им создается нижний Иерусалим, связанный со сфирой Малхут (царство). Смысл, заключенный в это связи очевиден: царствование в мире и управление делами мира понимается как разумная и концептуальная деятельность, которая невозможна без опоры на небесную мудрость. В этом взаимодействии небесный Иерусалим развивает вечные идеи, а Иерусалим земной проводит их в жизнь. Работая «в паре» два Иерусалима задают основания земного бытия, обеспечивают двустороннее сообщение человека и Бога, возносят славу Творцу и передают его благословление миру.
И пока жизнь на земле протекает в согласии с небесной волей, нет гнева Господня ни над Иерусалимом, ни над миром.